Содержание
Роль нейрогенома можно представить следующим образом. Факторы внешней окружающей среды или внутренней среды организма дают повод для актуализации некоторой персональной ценностной ориентации человека. Запуск функций нейрогенома приводит или к выбору готового, или к выработке нового оптимального образа решения на актуализировавшуюся потребность, что человек субъективно воспринимает как процесс мышления (с включением памяти, внимания, эмоций). Психический образ оптимального решения — промежуточная цель процесса мышления; он может появиться в результате работы первой функциональной системы нейрогенома. Психический образ принятого решения фиксируется в памяти.
В дальнейшем психический образ принятого решения сам становится пусковым звеном механизма образования и работы второй функциональной системы нейрогенома, организующей и обеспечивающей адекватную регуляцию физиологических функций организма. От последних зависит воплощение психического образа принятого решения на актуализировавшуюся ценностную ориентацию (потребность). Очевидно, что одна и та же потребность у разных людей будет реализована по-разному, поскольку при выборе или выработке психического образа оптимального решения учитывается индивидуальный опыт, зафиксированный в виде персональной совокупности ценностных ориентаций человека на уровне организации его индивидуальности и личности.
Из представленных данных следует, что именно механизмы формирования ценностных ориентаций человека — на уровне организации его индивидуальности или чности — определяют персональный тип реагирования на факторы внешней и внутренней среды. Этот персональный тип реагирования распространяет свое влияние и на сферу здоровья: по ходу жизни человека вырабатывается свой собственный персональный, динамический, духовно-генетический стереотип формированияи сохранения здоровья прежде всего на духовно-нравственном уровне (духовная доминанта) с распространением на уровень нервно-психическогои соматического здоровья.
Как уже отмечалось, механизмы нормирования ценностных ориентаций устроены таким образом, что биологическое начало в человеке чаще всего берет верх над его духовно-нравственной сущностью. Доминирование животного начала обусловлено наличием нейропсихопатофизиологических механизмов подкрепления выбора: вполне понятное предпочтение человека получать приятные ощущения за счет выделения в ЦНС эндорфинов делает его малоразборчивым при выборе факторов внешней среды, которые могут дать ему приятные ощущения. Вследствие этого внешние средовые факторы ранжируются не по их нравственной ценности, а по способности вызывать приятные ощущения, причем как можно быстрее и как можно дольше.
Механизмы формирования ценностных ориентаций позволяют понять причины неспособности человека различать добро и зло: добром он склонен считать лишь то, что соответствует персональным ценностным ориентациям, собственным ожиданиям. Психологические механизмы защиты личности формируют и защищают эгоистическое начало и не позволяют просто так соглашаться с ценностными ориентациями других — без определенной выгоды, без выдвижения соответствующих условий компромисса. Это выявляет отсутствие истинной любви в основе человеческих взаимоотношений.
Такие механизмы обнаруживают странное положение человека среди других живых существ: инстинкты животных, как известно, способствуют сохранению их здоровья, выживанию, воспроизводству потомства, а вполне осознанная реализация человеком собственных ценностных ориентаций (негативного плана) приводит к растрате биологических ресурсов организма, разного рода заболеваниям, потере трудоспособности, преждевременному старению и смерти. И все это плата за удовольствия, за нездоровый образ жизни.
На основе концепции интегративной онкологии разработаны системы интегративно-восстановительной терапии, интегративно-индивидуальной профилактики онкозаболеваний.
Базисные методы лечения — хирургические, лучевые и химиотерапия — онкологических больных ориентированы на больной орган (т.е. соматически), а другие сферы деятельности организма недостаточно включаются в восстановление в ЦНС эндорфинов. Исследования свидетельствуют о целесообразности активного влияния на духовно-психическое состояние онкобольных, что увеличивает продолжительность их жизни и может привести к выздоровлению.
Концепция интегративной онкологии позволяет активно подходить и к онкопрофилактике. Крайне важна выработка духовной доминанты (по А.А. Ухтомскому, 2002) к здоровому образу жизни, что является основой профилактики психонейросоматических и онкологических заболеваний.
По А.А. Ухтомскому (2002), духовная доминанта держит в своей власти все поле духовной жизни, определяет «духовную анатомию» и вектор человеческого бытия, психические и функциональные состояния организма на всех его уровнях — от клеточного до организменного. Утрата духовной доминанты приводит к развитию патологических состояний, к онкологической доминанте (Анохин П.K., 1980).
Таким образом, в интегративной (духовно-генетической) концепции канцерогенеза главенствующая роль отводится духовно-психическим и генетическим детерминантам. Состояние нервно-психического и соматического здоровья человека обусловливается его духовностью, совокупностью выбранных им из социальной среды и воплощаемыхв жизнь ценностных ориентаций индивидуальности и личности и обеспечивается осуществлением психофизиологических процессов, организуемых и поддерживаемых функциональными системами генома.
На базе духовно-генетической концепции канцерогенеза обосновывается выделение нового направления клинической медицины — интегративной онкологии — и разрабатывается система интегративной онкодиагностики, интегративно-восстановительной терапии и индивидуальной профилактики онкозаболеваний.
3. Интегративные модели онкоалгологии
До настоящего времени в медицине широкое распространение получила биомедицинская модель, предложенная Декартом еще в XVII веке. Суть ее состоит в том, что жалобы пациентов связаны с конкретным заболеванием, обусловленным биологическими изменениями. Диагноз подтверждается данными объективных исследований, а лечебные подходы направлены на коррекцию функции органа или на источник патологии. Однако клинический опыт и данные многочисленных экспериментальных исследований свидетельствуют, что выявленная физическая патология не всегда коррелирует с интенсивностью боли или степенью нетрудоспособности. Более того, выраженность боли часто не соответствует психологическому стрессу или реальной степени потери трудоспособности. Согласно биомедицинской модели, сопутствующие признаки хронических заболеваний — нарушение сна, депрессия, психосоциальные отклонения и боль — рассматриваются как реакция на заболевание и, следовательно, считаются вторичными. Предполагается, что если болезнь будет «излечена», то и вторичные реакции регрессируют. К сожалению, в клинической практике мы часто наблюдаем ситуации, когда этого не происходит. При таких хронических состояниях, как боль в спине, головная боль, боль при миофасциальном болевом синдроме, жалобы пациента не вписываются в биомедицинскую модель. Лечебные подходы, основанные на биомедицинской модели, оказываются недостаточно эффективными.