Содержание

По определению Всемирной организации здравоохранения, «психически здоровым (нормальным) следует считать человека, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности».

В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека (Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г., 2001):

    • причинную обусловленность психических явлений;

• максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношениям человека к ней;

• соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

• критический подход к обстоятельствам жизни;

• адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

• способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

• самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

• способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Необходимо помнить, что понятие нормы относительно, именно здесь имеют значение индивидуальная вариабельность, варианты нормы, разброс минимальных и максимальных уровней изучаемых параметров. Методология донозологической диагностики основана на дифференциальных критериях между вариантами нормы и патологией.

В случаях патологии мозга психическое отражение действительности нарушается, искажается, вместе с чем процесс взаимодействия субъекта с реальной действительностью становится неадекватным.

Познавательная деятельность начинается с ощущения, в результате которого в головном мозге отражаются отдельные свойства окружающих предметов и явлений. Человек слышит звуки, различает запахи, цвета благодаря органам чувств (слух, зрение, обоняние и др.).

Следующим этапом познавательной деятельности человека является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т.е. целостные образы предметов. Например, восприятие дерева складывается из совокупности ощущений размера, цвета, формы.

Воспринятые образы закрепляются, сохраняются в мозге. Такие образы ранее воспринятых предметов и явлений называются представлениями. Представление — мысленный образ того или иного предмета или явления. Чем больше у человека жизненного опыта, тем больше у него представлений. Способность человека сохранять следыпрошлых восприятий, ощущений и воспроизводить их в виде представлений (образов предметов), понятий называется памятью.

Высшей познавательной деятельностью человека является мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, сравнивать, сопоставлять то, что отражается в восприятиях и представлениях. В результате мышления создаются понятия, суждения, умозаключения. Мышление находится в прямой связи с речью. Итак, мышление — это обобщенное и наиболее полное и точное отображение действительности.

Другой стороной единой психической деятельности — эмоции (чувства), в которых выражаются различные отношения человека к окружающим его явлениям и самому себе. Так, рассматривая картину, человек испытывает определенные чувства, т.е. проявляет отношение к воспринимаемому. Эти чувства могут быть удовлетворением, радостью. Плохо нарисованная картина может вызывать чувство досады и неудовлетворения.

Однако человек не просто воспринимает действительность с тем или иным чувством, он проявляет стремление, желание внести те или иные изменения в окружающую среду, что выражается в определенных поступках, действиях. Все эти проявления называются волевыми процессами. К волевым процессам относится и активное внимание. Таким образом, можно сказать, что познавательная деятельность невозможна без волевых процессов.

В случаях, когда болезни организма проявляются преимущественным нарушением функций головного мозга именно психического отражения, психических функций (познавательных, регулятивных, коммуникативных), диагностируют психические расстройства. Психическое расстройство — следствие искажения больным мозгом реальной действительности c недостаточной критикой к нарушенным функциям или с ее отсутствием.

При психических расстройствах детерминация психической деятельности внешним миром ослабляется, извращается или полностью исключается. Это сказывается в том, что настроение, суждения, решения возникают изнутри, без адекватных внешних побуждений, при этом вовне выявляются неадекватные реальной обстановке высказывания и поступки лиц.

Врачу общей практики, психологу необходимо уметь дифференцировать расстройства психотического уровня, когда необходима изоляция больного, от расстройств уровня невротического, характерного для пограничных нервно-психических расстройств.

В большинстве случаев в общей психиатрии использование термина «психотический» означает наличие у больного тяжелых нарушений, касающихся его профессиональной деятельности и личной жизни и сопровождающихся утратой способности к выполнению привычных функций. Согласно глоссарию Американской психиатрической ассоциации, термин «психоз» характеризует грубые нарушения оценки реальной действительности (Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж., 1988).

Прямым свидетельством того, что поведение является психотическим, служит факт наличия у больного бреда или галлюцинаций, даже если их психопатологическая сущность неизвестна. У таких больных утрачивается способность к правильной оценке окружающей действительности, появляется дезориентировка в месте, времени, собственной личности. Речь может быть бессвязной, выявляются расстройства эмоций.

При невротических расстройствах ведущим является наличие симптомов или синдромов, не свойственных человеку ранее, которые оцениваются критически. Поведение соответствует социальным нормам. Бредовые расстройства, расстройства восприятия не определяются.

Как правило, в оказании экстренной помощи нуждаются больные в состоянии психомоторного возбуждения, склонные к суицидальным действиям. Каждый врач должен обладать специальными знаниями и умениями по преодолению этих состояний и организовать адекватную специализированную помощь психически больным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79