Содержание

В изучении онкозаболеваний следует исходить из важнейших положений диалектической гносеологии, утверждающей неизбежную взаимосвязь и единство организма и условий его обитания — духовно-социальной и биологической сфер жизни. Это определяет необходимость системного подхода в исследовании организма, его морфофункциональных систем.

По П.К. Анохину (1974), система представляет комплекс взаимодействующих компонентов, направленный на получение полезного результата. Функциональная система является первичной формой интеграции, для которой характерны такие свойства и типы функционирования, каких нет у отдельных органов. В процессе эволюционного развития для удовлетворения потребностей организма формировался и совершенствовался функциональный аппарат.

Деятельность всех элементов функциональной системы направлена на получение полезного результата. Его формирует доминирующая мотивация, выражая соответствующую потребность. Если в ходе деятельности функциональной системы достигается конечный приспособительный результат, она прекращает существование, оставляя в памяти свои следы. Для удовлетворения следующей доминирующей потребности организма формируется новая функциональная система и т.д.

Изучение таких сложных много звеньевых систем, какой является нервная система, требует исследований не только отдельных элементов, но и их взаимоотношений, т.е. морфологической и функциональной организации системы в целом. Для анализа отдельных функций необходимы частные исследования с детальным и более глубоким изучением всех элементов этой системы.

В реальной жизни человек здоров не абсолютно, а относительно (Сидоренко Б.А. и др., 1985). Системный анализ во взаимодействии с принципом «конкретности» показывает, что диагностировать норму или патологию следует в системе конкретных отношений. Например, то, что обладает патогенным свойством для клеточного уровня, может оказаться совершенно нейтральным для организма. Поэтому при диспансеризации для включения в группу здоровых лиц излишне искать абсолютное здоровье. Вполне достаточно констатировать, что данное состояние человека не влияет отрицательно на продолжительность его жизни и функциональность организма как целого. Во всяком случае, наличие локальных заболеваний, полностью компенсированных на субклеточном, клеточном, органном уровнях и являющихся прогностически безопасными, дает полное право считать их носителя практически здоровым.

Дальнейшее развертывание системной методологии свидетельствует, что автономность любых элементов относительна. Каждый из них обладает массой разнообразных связей, динамически включающих интегративные образования, которые подчиняются общим целям развития — единым программам целостного функционирования и т.д. Системный подход, раскрывая внутреннее единство, например, нервной системы, одновременно обнаруживает тесную взаимосвязь ее с остальным организмом. Поэтому при изучении организма следует разрабатывать не только аналитические нормативы отдельных подсистем, но и нормы их соотношения между собой — корреляции между целыми и элементами, самими элементами, разнообразными уровнями и т.д.

На основании представления об организме как сложной многокомпонентной системе внутренних и внешних воздействий становится очевидно, что для понимания законов его поведения и управления ими недостаточно опираться только на устойчивые конечные результаты действия. Необходимо следить и за динамикой их получения, анализировать варьирующие процессы воздействия одних частей на другие и на всю систему в целом. Тем самым системная методология требует от медицины овладения искусством вероятной оценки эффективности того или иного вида лечения, относительного прогнозирования результатов исследования, динамики заболевания и т.д. Поскольку точность вероятностного прогноза зависит от глубины и полноты охвата познаваемого явления, системный подход в подобных ситуациях служит незаменимым методологическим инструментом.

В условиях научно-технической революции происходит усложнение процесса познания, развитие которого в медицине невозможно без дальнейшего раскрытия его философских основ, без разработки логических и методологических принципов. Поэтому улучшение методологической оснащенности, появление новых методик исследования (компьютерная томография, позитрон-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс, радиотермометрия, ЭВМ и др.) должны идти в единстве с совершенствованием методологических подходов.

В такой ситуации онкология уже не может успешно развиваться без комплексного взаимодействия с другими медицинскими дисциплинами (интегративный, мультидисциплинарный подходы). Их взаимное обогащение и интеграция иногда настолько тесны,что это ведет к появлению качественно новых уровней знания и возникновению других дисциплин в онконеврологии, онкоалгологии, онкоиммунологии и др.

При более широком рассмотрении организма в единстве с системой геокосмических, биологических, духовно-социальных факторов выявляется, что не только онкология, но и медицина в целом не могут существовать обособленно. Они должны интегрировать с другими науками настолько, насколько те, исследуя зависимость человека от окружающей среды, способствуют выявлению здоровья и болезней человека. Не менее актуальным представляется изучение воздействия современного образа жизни, особенностей производства на состояние здоровья населения и направления его эволюции.

Для оценки функционального состояния нервной системы и соматической сферы (особенно на ранних стадиях патологии) необходимо интегративное исследование, которое позволяет выяснить характер сдвигов в нервно-психической и соматической сферах, механизмы возникновения нарушений и установить значение отдельных патогенетических и саногенетических звеньев во взаимодействии системного и регионального уровней.

Важно иметь сведения о состоянии центральной (головного и спинного мозга), вегетативной и периферической нервных систем, рефлекторных и нейрогуморальных механизмов регуляции. Эти механизмы включаются не одновременно, а в определенной последовательности, что зависит от вызывающей их причины. В различные периоды жизни, в зависимости от характера раздражителя, в реакции организма участвует рефлекторный либо гуморальный механизм регулирования или тот и другой вместе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79