Содержание

Обнаружена следующая закономерность: чем выше сила и подвижность нервной системы, тем выше интенсивность и устойчивость, подвижность и пластичность чувствительных, психических, поведенческих, вегетативных и эндокринных реакций организма и наоборот. Таким образом, тип нервной системы является динамической характеристикой не только психики личности, но и организма человека в целом.

В понятие духовности входят ценностные ориентации личности, детерминирующие мировоззренческие и социальные установки. Способы, ориентированные на выявление установок или персональной ценностной ориентации, можно считать способами проникновения в самые глубокие тайны человека, где хранится продукт его мыслительной деятельности, т.е. персональные жизненные ценности, откуда, следовательно, исходят все жизненные устремления человека.

Основным методом исследования духовного статуса до сих пор остается клинический, включающий собеседование, наблюдение, изучение творчества. Большое значение имеют анализ сведений о поступках, делах и связях обследуемого лица, изучение его биографии. Существуют также различные методы изучения психологических особенностей человека.

В научную литературу понятие «психодиагностика» было введено известным швейцарским психологом Германом Роршахом в начале XX века. В настоящее время существуют несколько определений данного понятия. Чаще всего под психодиагностикой понимают совокупность тестов, позволяющих инструментально оценить психику человека. Существует также мнение, что это «особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям целостной личности» (Бодалев А.А. и др., 2001).

Наиболее распространенный среди психологов анкетный способ изучения жизненных устремлений человека известен в виде методики М.Рокича «Ценностные ориентации личности». Суть методики заключается в том, что обследуемому предлагается на бланках перечень ценностей, которые разделены на две группы по 18 наименований в каждой. Первую группу составляют так называемые ценности-цели, на которые люди ориентируются в своей жизнедеятельности (терминальные ценности), а вторую — ценности-средства (инструментальные ценности), с помощью которых предполагается достижение терминальных ценностей. Задача обследуемого заключается в ранжировании (нумерации) ценностей в зависимости от их значимости именно для него. При анализе заполненных анкет психолог пытается проникнуть в ценностные ориентации личности обследуемого.

Существуют разработанные психофизиологические приборы для диагностики особенностей личности, например, «Энцефалотест» (Андрущакевич А.А., 2002). Во время работы предусматривается ведение с обследуемым личностно-ориентированного диалога. Диалог ведется в момент работы пациента с органами управления прибора, когда произвольная волевая регуляция сосредоточена на важнейших анализаторах — зрительном, слуховом, сенсомоторном с задействованием процессов оперативной памяти, внимания, зрительно-моторной координации, мышечно-суставного чувства. Этим приемом — вынужденным многократным переключением произвольного внимания с сенсомоторики на логику и обратно — преодолеваются механизмы психологической защиты личности, что позволяет на задаваемые вопросы получать более правдивые ответы, поскольку обследуемый вынужден давать их в краткой форме и на интуитивном уровне. При этом выделяются три основных типа мышления по отношению к ценностной ориентированности.

1. Лабильный тип (лат. labilis — нестойкий, неустойчивый, изменчивый). Этот тип мышления свойствен в основном детям. У них легко и просто обретаются новые направления внимания, интереса, т.е. ценностные ориентации, и так же легко и просто дети бросают их, переключаясь на новые (отсюда лабильность). Обладатели лабильного типа мышления своих ценностных ориентаций не осознают. Это ориентации неосознаваемого характера.

2. Вариативный тип (лат. variatio — изменение). Такой тип мышления формируется у взрослых. К 20–30 годам человек в основном определяет свои главные ценностные ориентации, объединяемые в группы. Это ориентации дифференциального характера, т.е. они четко очерчены и, как правило, общепризнаны, модны. На пути духовного саморазвития (в соответствии с выбранными ценностями) такой человек осознанно формирует свое знание, в том числе профессиональное, мировоззрение, способ жизни.

По ходу жизни он переключается с одной ценностной группы ориентации на другую (отсюда вариативность), концентрируя уже на них свое внимание, мышление, вырабатывая новый способ поведения. Своих идеальных ценностей человек с таким типом мышления не стыдится, не скрывает их, даже гордится ими. Чередование групп ценностных ориентаций позволяет вести, как принято считать, полноценную жизнь: организовывать свой труд, отдых, уделять внимание семье, заниматься воспитанием детей, наращивать степень образованности, совершенствовать профессиональное мастерство, вести свой поиск в области духовных ценностей и, испытывая их, приближаться постепенно к истинным.

3. Торпидный тип (лат. torpidus — оцепенелый, бесчувственный). Этот тип мышления характерен для взрослых или пожилых людей, однако корни его могут брать начало в молодости. Обладатель торпидного типа мышления довольно рано выбирает свои важнейшие ценностные ориентации. Это ориентации интегрального характера (например, сделать карьеру, нажить состояние, выбиться во власть; сегодня это называется «добиться успеха»).

В соответствии с выбранными ценностными ориентациями такой человек упорствует, например, в учебе, порой учится в нескольких вузах, получая образование ради образования. В дальнейшем глубоко усваивает подходы и способы воплощения в жизнь своих мечтаний. Если надо, использует связи, кооперирует усилия сединомышленниками, строит брак по расчету и т.п. В итоге отдает все свои силы и средства для достижения цели, эксплуатируя и обманывая при этом других, подминая под себя чужие интересы, возможности, а порой и чужие жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79