Содержание

Революция представляет собой радикальный тип политических изменений, в результате которых прерывается прежняя политическая традиция и воспроизводится новая политическая система. В ХХ веке политика России неоднократно менялась под воздействием революций. В 1905 г., дважды в 1917 г. и в 1991 г. произошли революционные изменения в политической системе общества, в результате которых трансформировались государственные и политические структуры, процессы и цели, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению российским обществом.

В период революции всегда обостряется вопрос о легитимности существующей власти. Под легитимностью, как привило, понимают признание со стороны общества правомерности политического господства.

Легитимность выражает тот факт, что граждане в явной или неявной форме воспринимают политическую систему как соответствующую его собственным политическим и моральным принципам, личностным представлениям об истинном и справедливом в политике [3, с. 26].

В этом плане легитимность власти и «право на революцию» тесным образом переплетены друг с другом. Как свидетельствует исторический опыт, политическая революция, как правило, терпит поражение, когда она направлена против политической власти, обладающей высоким уровнем легитимности. Следствием этой закономерности является правило, согласно которому, революции всегда предшествуют процессы делегитимации государственной власти. Процессы делегитимации могут происходить в силу объективных причин, например, неуклонного падения уровня жизни населения в силу неэффективного управления или поражения в войне. Но они также могут происходить и в силу субъективных причин, под которыми мы понимает целенаправленное воздействие политической оппозиции на систему ценностей и норм существующего политического режима с целью разрушения доверия к нему со стороны общества и порождения убеждения в ее социальной несправедливости.

Идеологическая делегитимация существующей власти всегда предшествует революции. Равно как и идеологическая легитимация лежит в основе любой социальной и/или политической революции.

В этой связи напомним несколько мыслей А. Токвиля о французской революции 1789 г. В известной работе «Старый порядок и революция» он отмечал, что именно философию XVIII века справедливо считают одной из главных причин Революции. Все новые или обновленные воззрения, созданные философией XVIII века, стали не только причиной французской революции, они составляли ее существо; это самое основополагающее, самое прочное, самое истинное из ее творений относительно времени» [4, с. 13–14].

Целью «французской революции было не только изменить прежнее правление, но и уничтожить прежнюю форму общества, она должна была обрушиться разом на все устоявшиеся формы власти, опровергнуть все признанные авторитеты, стереть традиции, обновить нравы и обычаи и, в некотором роде, очистить человеческий ум от всех идей, на которых прежде основывались уважение и повиновение. Отсюда ее чрезвычайно анархический характер» [4, с. 15].

Идеологические алгоритмы французской революции прослеживаются и в истории русских революций ХХ века. Русский марксизм начала ХХ века был идеологической основой Октябрьской революции 1917 г. Он же стал и основным источником легитимности Революции и установившегося в ее следствии коммунистического режима [1, с. 59–72].

Социалистическая революция, во многом копируя французскую революцию 1789 г., еще с большей яростью обрушилась на все устоявшиеся формы власти, опровергла все признанные авторитеты, включая церковь, традиции, нравы и обычаи, на которых прежде основывались уважение и повиновение. Но по иронии истории, спустя уже несколько десятилетий после революции, большевики вынуждены были вернуть церкви авторитет, некоторые дореволюционные традиции и обычаи. Одной идеологической легитимности было недостаточно для того, чтобы общество поддерживало существующую власть.

В конце существования СССР идеологическая легитимность власти стала стремительно разрушаться. Все указывало на приближение новой политической революции. В обществе стала формироваться новая альтернативная существующей система ценностей и норм. Большинство граждан относительно спокойно восприняло делегитимацию коммунистического режима и поддержало новый принцип легитимности власти – демократический.  Но и он, как показывает российская практика, небезупречен.

Список литературы

  1. Ачкасов, В.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе / В.А. Ачкасов, С.М. Елисеев, С.А. Ланцов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 125 с.
  2. Белов, А.А. Политические процессы и институты в современной России / А.А. Белов, С.М. Елисеев. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – 184 с.
  3. Елисеев, С.М. Легитимность власти. Концепции и проблемы развития в посткоммунистическом обществе / С.М. Елисеев. – СПб.: Изд-во «Полиграфстройсервис», 1996. – 220 с.
  4. Токвиль, А. Старый порядок и революция / Пер с фр. М. Федоровой / А. Токвиль. – М.: Московский философский фонд, 1997. – 252 с.

 

 

УДК 1

Методологический потенциал категории «революция»

Зеленов Лев Александрович

Доктор философских наук, профессор, Почетный профессор, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65. Тел.: 8-831-430-52-78).

Владимиров Александр Анатольевич

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-правовых наук, Волжский государственный университет водного транспорта (603950, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5. Тел.: 8-831-419-79-34). E-mail: vladimirov-1945@mail.ru

В статье с диалектических позиций рассматривается понятие «революция» сквозь призму смежных категорий.

Ключевые слова: революция, контрреволюция, эволюция, консерватизм, прогресс, регресс.

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF THE CATEGORY «REVOLUTION»

Zelenov Lev Aleksandrovich

Doctor of Philosophy, Professor, Honorary Professor, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction (603950, Russian Federation, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya Street, 65. Tel.: 8-831-430-52-78)

Vladimirov Aleksandr Anatolievich

Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of Philosophy and Social and Legal Sciences, University of Volga State Water Transport (603950, Russian Federation, Nizhny Novgorod, Nesterova Street, 5. Tel.: 8-831-419 -79-34)

The article examines the position of a dialectical concept of revolution through the prism of related categories.

Key words: revolution, counter-revolution, evolution, conservatism, progress, regress.

 

Одной из закономерностей философского мышления является осознание сущности многих понятий через эвристическое противопоставление их смежным, ближайшим понятиям идентичного родового значения: «материя – сознание» (Ленин), «освоение – отчуждение» (Маркс), «движение – покой» (Энгельс), «свобода – необходимость» (Гегель), «опредмечивание – распредмечивание» (Батищев), «знак – значение» (Лотман).

Понять сущность революции можно при категориальном сравнении ее со смежными понятиями, которые «высвечивают» различные грани этого многомерного понятия-явления. Многие из этих понятий выявляют такие стороны революции, которые значимы в базовых аспектах философского анализа: «качество – количество», «цель – средства», «сущность – явление», «содержание – форма», «субъективное – объективное», «свобода – необходимость», «традиции – новации».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39