Содержание

Обладание этими объектами собственности привело к разобщенности массы населения, к разрывам в системе общественных связей, ранее скрепляющих простых тружеников в некое единство, обозначаемое понятием «советский народ». Тот процесс, который выступал как типичный для Запада, – социальная атомизация общества, обрел свою действенность и в России. Исконно присущий российской жизни – коллективизм – потеснила психология и идеология индивидуализма. В этих условиях перспектива революционных изменений не могла не восприниматься как угроза потери благоприобретенной собственности.

Несмотря на все идеологические опошления феномена революции, сам термин «революция» не исчезает из употребления в общественном лексиконе. Произошла целая серия так называемых «цветных революций». Что это за революции и являются ли они в подлинном смысле слова революциями? Революция – сложный фундаментального значения процесс. Революции совершаются массами народа, это всегда творческий процесс, не просто стихийное выступление против существующих порядков, но руководимое осознанно созидательными целями. Без опоры на передовую теорию и прогрессивные социальные силы революция невозможна. В цветных революциях недовольство масс и их энергия используется реакцией в антинародных целях. Призывно звучащий термин «революция» служит целям придать данным формам выступлений некий возвышений ореол и замаскировать их подлинный антинародный смысл, который становится очевидным не в первоначальных ожиданиях и массовом энтузиазме, а в конечных результатах.

Отношение к революции – это маркер принадлежности к передовым или реакционным силам общества. Немало усилий для теоретического обоснования недопустимости революции затратил К. Поппер и его сторонники. Марксистской концепции революции он противопоставляет свою программу «социальной инженерии», в соответствии с которой изменению подлежит работа социальных институтов, постепенный процесс совершенствования форм и организационных структур их работы. Но утопично и бессмысленно, с его точки зрения, ставить вопрос о коренных изменениях основы существующих порядков, эффективными могут быть только преобразования частичного порядка, постепенное совершенствование существующего. Социальная программа К. Поппера органически связана с негативным отношением к диалектике. Выше формально-логического понимания противоречий он не может подняться.

Революция по сути своей глубоко диалектична. Это живая жизнь диалектики. Диалектичность революции состоит не просто в полярности и антиномичности ее ипостасей, хотя наличие противоположных ее определенностей неоспоримо. В революции всегда наличествуют и разрушения и созидание, и объективное и субъективное, и практическое действие и идейные мотивы, и массовидность и значение личностей, возглавляющих процесс и др. Но главное в революции – это факт разрешения назревших противоречий, возникновение таких социальных новообразований, которые поднимают общество на более высокую ступень развития.

Список литературы

  1. Вахитов, Р.Р. Радуга мыльного пузыря. (Чем подкупили простых советских людей?) [Электронный ресурс] / Р.Р. Вахитов // Советская Россия. – 2015. – 14 мая.URL:http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=599809 (дата обращения: 08.02.2016).
  2. Водолазов, Г.Г. Диалектика и революция (методологические проблемы социальной революции) / Г.Г. Водолазов. – М: Изд-во МГУ, 1975. – 229 с.
  3. Науменко, Л.К. «Наше» и «Мое». Диалектика гуманистического материализма / Л.К. Науменко. – М.: Либроком, 2015. – 464 с.
  4. Плимак, Е.Г. Революционный процесс и революционное сознание / Е.Г. Плимак. – М.: Политиздат, 1983. – 240 с.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39