Содержание
Таким образом, исходя из сегодняшнего состояния метафизики, адекватно заявить, что революцию невозможно оценить объективно, с позиции надчеловеческого «блага», так как его нет. Всё зависит от того, как человек проинтерпретирует революцию и своё к ней отношение (если, конечно, он будет этим заниматься). Возможно, это и было бы самым революционным сегодня – мыслить и интерпретировать революцию не в русле классических концепций (что было бы блужданием по кругу), но в духе современной философии.
Список литературы
- Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М.: AD MARGINEM, 2000. – 511 c.
- Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: ЭКСМО, 2007. – 736 c.
- Фуко, М. Ницше, Фрейд, Маркс [Электронный документ] / М. Фуко. – URL: http://www.lib.ru/CULTURE/FUKO/nfm.txt_with-big-pictu. (дата обращения: 13.03.2016).
- Хайдеггер, М. Слова Ницше Бог мёртв / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1990. – № 7. – С. 143–176.
УДК 1:3
Методологический вопрос о соотношении понятий «революция» и «эволюция» в логике научного познания мира
Субетто Александр Иванович
Доктор философских наук, доктор экономических наук, проректор, Смольный институт Российской академии образования (195197, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Полюстровский, д. 59. Тел.: 8-(812)-5406982). E-mail: subal1937@yandex.ru
Статья посвящена методологической проблеме инвариантности и цикличности развития, в котором революция есть неотъемлемый компонент эволюции. Формулируется выведенный автором периодический закон наступления революций как качественных скачков между циклами любых систем.
Ключевые слова: эволюция, революция, периодический закон наступления революций.
METHODOLOGICAL QUESTION OF THE CORRELATION BETWEEN CONCEPTS «REVOLUTION» AND «EVOLUTION» IN THE LOGIC OF A SCIENTIFIC COGNITION OF THE WORLD
Subetto Aleksandr Ivanovich
Doctor of Philosophical Sciences, Doctor of Economic Sciences, Vice Rector, Smolny Institute of Russian Academy of Education (195197, Russian Federation, Saint Petersburg, Polustrovsky Avenue, 59. Тel.: 8-(812)-5406982).
The article is devoted to the methodological problem of invariance and rhythm of development in which revolution is an integral part of evolution. The author formulates his own periodical law of revolutions’ emergence as qualitative leaps between cycles of any system.
Key words: evolution, revolution, periodical law of revolutions’ emergence.
Возникает методологический вопрос – очень важный для научного познания логики истории как социальной эволюции: каково соотношение между «эволюцией» и «революцией», является ли «революция» моментом любой прогрессивной эволюции или же она является антиподом эволюции, ей противостоит, нарушает ход эволюции, т.е. противостоит её законам?
Этот методологический вопрос может быть переведен и в плоскость философии истории, поскольку история и есть социальная эволюция. В этом случае вопрос может быть сформулирован и так: является ли революция неотъемлемым элементом хода истории, или же возможна, хотя бы в будущем, история без революций?
Дискуссия по этому поводу в обществознании, в социологии, в философии в явном или неявном виде идет уже давно. Ключевой момент в ответе на этот методологический вопрос состоит в сущности прогрессивной эволюции, т.е. эволюции, сопровождающейся ростом сложности эволюционирующих систем.
Может ли существовать «эволюция» в ее прогрессивном значении только как медленное, постепенное накопление изменений, закрепляемых в структуре эволюционирующих систем? Положительный ответ формирует «кумулятивную парадигму» трактовки эволюции. Многие ученые, социологи, философы, которые заражены «революциофобией», стоят на позиции этой парадигмы. Но эта парадигма есть, конечно, ложь, она далека от истины, она пренебрегает диалектическими законами перехода количества в качество и отрицания отрицания (по Гегелю), за которыми стоят системогенетические законы инвариантности и цикличности, спиральности развития.
Ответ автора на этот методологический вопрос состоит в следующих аксиомах (постулатах).
Аксиома 1. Нет прогрессивной эволюции, моментом которой не была бы революция.
Аксиома 2. Переход от одного цикла эволюции по спирали ее «движения» («развития») к другому циклу и есть революция, означающая собой смену качеств (от качества, представляемого одним циклом, к качеству, представляемого циклом развития, пришедшему на смену предыдущему циклу).
Аксиома 3. Спираль любой прогрессивной эволюции калибруется на циклы революциями, смысл которых в смене качеств или, другими словами, в качественных скачках.
Аксиома 4. Развитие или эволюция любой системы имеет периоды постепенного накопления изменений и периоды революций, сопровождающиеся качественными скачками.
Аксиома 5. Революции – это всегда качественные скачки, которыми калибруется и квантуется на циклы эволюция. Наличие в иерархии системного описания мира циклов разного масштаба, образующих иерархию циклов, сопряженную с иерархией систем, определяет революции разной глубины и масштабности, соответствующие масштабности циклов, смена качеств которых и образует их содержание.
Аксиома 6. В эволюции, как синониме прогрессивной эволюции или развития, всегда есть периоды инволюции, т.е. процессов деградации, «упрощения» эволюционирующих систем, когда эволюция в своем ходе «отбрасывается назад». «Качественный скачок» со знаком минус, т.е. не по линии прогресса, а по линии регресса, и есть «революция со знаком минус» или же «контрреволюция».
Аксиома 7. Если революция всегда является качественным скачком по линии прогресса эволюции, то контрреволюция всегда направлена против революции, она пытается «законсервировать» предыдущее состояние или качество, достигнутое эволюцией.
Итак, революция – неотъемлемый компонент эволюции.
Автором ранее [2] было показано, что закон инвариантности и цикличности развития порождает вторичный закон, как следствие действия первого закона, – закон периодической кризисности развития любых систем. А кризис, как правило («как правило» означает, что данное явление не наступает с вероятностью равной единице, т.е. стопроцентно), сопровождается революциями. Поэтому можно говорить о периодическом законе наступления революций, сканирующем ритм спиральности развития любой прогрессивной эволюции.
Открытый автором закон спиральной фрактальности системного времени, обобщающий принцип Э. Геккеля «онтогенез повторяет филогенез», в соответствии с которым любой системоонтогенез в любой прогрессивной эволюции повторяет системофилогенез, позволяет расширить представления о механизмах действия периодического закона наступления революций: системновременная структура периодичности революции в системоонтогенезе повторяет системно-спиральнофрактально системновременную структуру периодичности революций в системофилогенезе.
Например, периодические кризисы и качественные изменения в структуре физиологии человеческого организма, а также в психической его организации (кризис одного года, кризис трех лет, кризис 5 лет, кризис 12 лет и т.д.), могут трактоваться как «революции» в онтогенетическом развитии человека, которые повторяют соответствующие «революции», как качественные скачки в прогрессивной биологической эволюции, в том числе в антропной эволюции или антропогенезе.