Содержание
Качественные скачки между циклами развития той или иной системы, т.е. революции, могут генерироваться внешними или внутренними циклозадатчиками. Внешние циклозадатчики отражают циклы развития надсистем по отношению к данной системе, т.е. циклы развития разной масштабности внешней среды. Эти внешние качественные скачки индуцируют качественные скачки – «революции» – извне. А.Е. Кулинкович сформулировал «уравнение Рока» или «уравнение таймфинчей» (сочетающего в себе два уравнения – «уравнение черных клавишей» и «уравнение белых клавишей»), развивающее, применительно к спирали прогрессивной космогонической эволюции, авторский закон дуальности управления и организации систем (как генератор циклов в эволюции), и, фактически, определяющее достаточно точно межцикловые качественные скачки – революции [1, с. 139–151].
В биосферной эволюции наблюдаются периодические катастрофы, которые резко меняли «вектор» прогрессивной эволюции живых систем на Земле. Эти катастрофы отражают какую-то внешнюю ритмику (цикличность) катастрофического воздействия из Космоса на Биосферу Земли, например, циклы периодом в ~ 80 и ~ 120 миллионов лет, отражающие зоны неоднородности структуры Галактики, которые пересекает Солнечная система в течение «галактического года», т.е. за один оборот вокруг центра Галактики.
Каждая такая катастрофа предстает и как революция в эволюции Биосферы Земли. Например, катастрофа Биосферы, вызванная внешним фактором около 80 миллионов лет назад, приведшая к гибели огромного количества видов из «хладнокровных», в частности динозавров, предстала как революция в биологической эволюции, выведшая на «передний край» как «локомотив развития» млекопитающих («теплокровных»), эволюция которых и привела около 5–10 миллионов лет назад к появлению протогоминид, эволюция которых, в свою очередь, породила современного человека и социальную эволюцию (или историю человеческого общества), экологический кризис которой мы, человечество, переживаем на рубеже XX и XXI веков в летоисчислении от Рождества Христова.
Внутренние циклозадатчики задают периодические качественные скачки или революции по внутренней логике развития той или иной системы. Например, качественный скачок в эволюции Биосферы от одноклеточных организмов к многоклеточным организмам около 800 миллионов – миллиард лет назад, с одновременной качественной перестройкой энергетики поддержания жизни (переход на «кислородную энергетику»), произошел по внутренним причинам.
К чему бы познающий ум человека не прикоснется, т.е. в любой прогрессивной эволюции любого «мира систем», он не может не заметить действие определенного автором периодического закона наступления революций.
Например, в эволюции науки мы наблюдаем периодически происходящие парадигмальные революции, т.е. периодическую смену оснований и картины мира, на которых эта наука базируется. Очевидно, можно говорить и о революциях, сопровождающих эволюцию культуры. Эпоха Западноевропейского Возрождения может трактоваться как великая парадигмальная культурная революция, затронувшая взгляд европейца на предназначение человека и культуры. В истории китайской культуры можно говорить о конфуцианской парадигмальной культурной революции. Автором доказывается, что Россия в своей культурной истории породила Эпоху Великого Русского Возрождения (с начала XVIII века по нынешнее время) с ноосферно-космическим вектором устремлений, которая может рассматриваться и как великая русская парадигмальная культурная революция [3].
Список литературы
- Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А.И. Субетто. – СПб.: Астерион, 2003. – 592 с.
- Субетто, А.И. Зов Будущего: мир, человечество и Россия на пути к ноосферной гармонии / А.И. Субетто / Под науч. ред. В.Т. Пуляева. – СПб.: Астерион, 2014. – 634 с.
- Субетто, А.И. Эпоха Русского Возрождения (Титаны Русского Возрождения) / А.И. Субетто. – СПб., Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – 500 с.
УДК 304.5
Революция в диалектическом изломе закономерного и желанного (тезисное изложение)
Фатенков Алексей Николаевич
Доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23. Тел.: 8-831-462-30-03). E-mail: kfa@fsn.unn.ru
Социальная революция, в её сущности и явленности, рассматривается в контексте перехода от классической диалектики объективного и субъективного к неклассической диалектике закономерного и желанного.
Ключевые слова: революция, диалектика, закономерное, желанное.
REVOLUTION IN THE DIALECTICAL CONTRADICTION OF THE LAW-GOVERNED AND DESIRABLE (THESES)
Fatenkov Aleksey Nikolaevich
Doctor of Science in Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23, Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod, 603950, Russia. Phone: 8-831-462-30-03)
A social revolution as an essence and a phenomenon is being viewed in the context of transition from the classical dialectics of the objective and the subjective to the non-classical dialectics of the law-governed and the desirable.
Key words: revolution, dialectics, the law-governed, the desirable.
Революция – понимается ли она как прогрессистский прорыв к светлому будущему или как возвращение к непревзойдённому Золотому веку – несёт в себе и с собой существенное изменение потока времени: его ускорение, прерывность, возможный поворот вспять. Адекватное описание революционного процесса может быть только диалектическим: с легитимными содержательными парадоксами, с мыслимыми и снимаемыми умом противоречиями.
Диалектика как философское учение о развитии существует во множестве авторских версий и представлена несколькими концептуальными типами. Эвристически ценным оказывается её деление на классическую и неклассическую вариации. Хотя, по большому счёту, даже классическая диалектика, от Гераклита до Г.В.Ф. Гегеля, не вмещается полностью в собственно классическую, классицистскую мысль, всегда выказывая склонность к модернизму. В частности, к сопряжению высокого и низкого, восхитительного и ужасного.
Не притязая на исчерпывающую полноту в разграничении двух диалектик, обратим внимание на одну теоретически значимую межу. Классическая диалектика в своём архетипе есть диалектика противоположностей, контрарностей (белое – чёрное), неклассическая – диалектика конкретных контрадикторностей, различностей, не полярно различающихся сторон (красное – чёрное, красное – белое). Контрарные инстанции и противостоят, и в значительной степени уравновешивают друг друга. В контрадикторных отношениях неопределённость и нестабильность куда больше. Не ось, а ломаная линия, асимметричная фигура графически репрезентирует их.
Любопытная хроматическая символика. «Красное и чёрное» – роман Стендаля о пореволюционной Франции, чреватой контрреволюцией. «Красные» и «белые» – главные социальные силы русской революции в её военной фазе.
Революция есть экстремум, пик социальной кривой, образующийся при резком переходе от периода роста противоречий (не исключено, достаточно длительного) к периоду их быстрого и радикального снятия. Классическая диалектика объясняет событийный революционный поворот предельным обострением отношений между полярными, антагонистическими общественными силами, дополняя этот «дионисийский» тезис «аполлоническим» принципом соответствия, меры: объективно сложившиеся предпосылки назревших социальных изменений должны быть адекватно осмыслены и своевременно использованы наличествующим субъектом преобразований.