Содержание

Стоит также отметить, что современное постиндустриальное общество, характеризующееся новыми видами информационной войны, переводит  «реальное» насилие в «символический» террор, генерируя определенный «идеальный тип» его носителя. Модификация происходит  через описание террора как травматического симптома и позволяет выявить весь спектр современного социума. Основной формой террора становится негосударственный террор, который понимается как  волеизъявление маргинальных социальных групп, которые в условиях диктата «демократии большинства» не могут легитимно реализовать  свою политическую волю.

Идеи Франкфуртской школы в послевоенной Германии становятся популярными среди немецкой молодежи также и в связи с последствиями изменения программной стратегии СДПГ. Многие студенты восприняли Годесбергскую программу СДПГ 1959 г. как предательство идей социализма и поражение немецкой социал-демократии перед доктриной либерализма. Радикальные настроения молодежи не смогли быть оформлены и каким-то образом институционализированы в рамках существующих легитимных систем ФРГ, поэтому происходит формирование нелегальных организаций, из которых самой значительной по своему идеологическому влиянию станет RAF.

Этому способствует и влияние на движение левых радикалов в Германии тезиса Г. Маркузе о неэффективности традиционных методов политической борьбы, необходимости поиска новых форм сопротивления.  В своей знаменитой речи на торжественном заседании в честь юбилея издания «Тhe Guardian» в декабре 1968 г. Маркузе заявил, что «новые левые» – единственные из всех левых движений, которые отвечают этим задачам, и поэтому надежды на построение социализма в ближайшем будущем могут быть связаны только с их деятельностью. «Левые должны найти верные средства для того, чтобы сломать конформистский и коррумпированный мир политического языка и политических отношений. Они должны разбудить сознание и совесть остальных» [6, с. 2]. Главной задачей левого движения в  условиях тотальной социальной интегрированности становится дезинтеграция всей общественной системы.

Хотя в более поздних работах Г. Маркузе во многом  пересматривает свои взгляды на революционное насилие, говоря о его контрпродуктивности, поскольку террор лишь  укрепляет систему и лишает левый радикализм поддержки со стороны общества, дискредитируя левое движение в целом [5, с. 62]. Отметим, что на действия левых радикалов в ФРГ повлияли суждения неомарксистов о «репрессивной терпимости» и «репрессивной толерантности». Любая современная западная политическая система в целях поддержания своей устойчивости будет поддерживать умеренную оппозицию власти и, напротив, жестко подавлять, невзирая на демократические ценности, потенциально радикальную оппозицию.

В связи с чем «новые левые» полагали, что тактика революционного насилия может раскрыть истинный характер современного постиндустриального общества и показать эффективность методов политической борьбы. Лидер RAF А. Баадер в своих выступлениях утверждал: «Революцию не планируют. Ее делают. Если соглашаться, что мы дети своих отцов, то мы способны вершить насилие в той же степени, что и они… В борьбе против системы возможно все, даже предательство своих. Нам не нужны ваши взгляды. Главное – факты, безоговорочная готовность к практическому нарушению всех и всяческих законов. Всякий буржуа – враг» [1, с. 35].  Другой лидер немецкого левого радикализма Х. Малер говорил: «Атаки небольших вооруженных групп должны заставить аппарат обратиться к сверхжестоким мерам и таким образом обнажить свой фашистский оскал» [1, с. 40]. У идеологов и практиков левого радикализма возникла иллюзия, будто достаточно небольшого «бунта», в форме «Великого отказа», как все общество придет в движение, и настанет долгожданная «социальная революция».  Формой «бунта» должен стать метод индивидуального и группового террора, заимствованный из практики латиноамериканской герильи.

Движение левого радикализма в Германии представлено многочисленными организациями, среди которых в 1960 гг. самым крупным объединением стал Социалистический союз немецких студентов (СДС). Интересно, что первоначально СДС существовал как молодежная организация при СДПГ, но затем, за крайне левые взгляды его лидера Р. Дучке, союз был исключен из партии. Во время студенческих выступлений Дучке получил всегерманскую известность как блестящий оратор и организатор. Среди других объединений левых радикалов стоит упомянуть западноберлинскую Коммуну № 1, из которой вышел один из ярких лидеров RAF Андреас Баадер, а также Социалистический коллектив пациентов, созданный в 1970 г. супругами психологами Вольфгангом  и Урсулой Хубер. Но наибольшее влияние приобрела созданная в 1970 г. группа Фракция Красной Армии, лидерами которой стали У. Майнхоф, А. Бааддер, Г. Энслин, Х. Малер.

Особенность немецкого левого радикализма второй половины ХХ в. связана с историей Германии. Незавершенный и во многом частичный характер денацификации в западной Германии привел  к тому, что многие нацистские преступники получили незначительное наказание и заняли высокие государственные посты в общественно-политической структуре ФРГ. Очень многие леворадикальные объединения ФРГ, в том числе и RAF, начинали свою деятельность как антифашистские организации, публиковали списки нацистских преступников, документальные доказательства их вины. Однако отсутствие должной реакции со стороны официальных властей на акции антифашистов, а также принятие в 1968 г. чрезвычайных законов, позволяющих федеральному правительству отменять часть демократических свобод, гарантированных конституцией, позволили «новым левым» воспринимать ФРГ как неофашистское государство. Члены RAF, после жестких ответных мер полиции на студенческие демонстрации, утверждали: «Ответное насилие должно превратиться в такое насилие, которое соразмерно полицейскому насилию, в такое насилие, в котором продуманный расчет заменит бессильную ярость, такое насилие, которое на использование полиции в качестве вооруженной, военной силы тоже ответит вооруженными, военными средствами» [7, с. 2].

В конце 1970 гг. движение левых радикалов превратилось в откровенный экстремизм, и если вначале немецкое общество сочувствовало действиям «новых левых», то после трагических событий 1977 г. отвернулось от них. Слабостью левого радикализма стало и отсутствие четкой идеологии, пренебрежение к ней, эклектичность идейных установок и лозунгов. Эта спонтанность движения левых радикалов также продиктована учением неомарксистов Франкфуртской школы. Призывая «новых левых» к действиям, Г. Маркузе заявлял: «Традиционные организационные формы – такие, как парламентская партия, – устарели. Мы не хотим никакой революционной политической партии, а также никакого революционного централизма и подполья… То, что можно, кажется, противопоставить этим формам, – это совершенно открытая организация, рассыпанная на малые, в высшей степени гибкие и автономные группы, действующие повсюду на местах… Никакого поспешного объединения левых! Левые расколоты! Левые всегда были расколоты! Сплочены только правые, неспособные бороться за какие-либо идеи!» [6, с. 3].

Итогом действий левых радикалов во второй половине ХХ в. стал идеологических кризис и спад популярности движения среди немецкой молодежи. Сейчас «новые левые» в ФРГ представлены, в основном, группами «автономов», чей главный лозунг – «антиглобализм». На примере группы RAF можно проследить, как левый радикализм попытался на практике воплотить новый постиндустриальный идеал «революционного террора-жертвоприношения». Методом революционного насилия совершить социальную революцию – революцию человека. Однако в конце ХХ в. левый радикализм утрачивает свое идеологическое влияние, уступая свои позиции праворадикальному экстремизму и религиозному фундаментализму.

Список литературы

  1. Бычко, А.Н. Критический анализ философских концепций молодежного бунтарства / А.Н. Бычко. – Киев: «Вища школа», 1985. – 149 с.
  2. Бузгалин, А.В. Ренессанс социализма: Курс лекций, прочитанный в Молодежном университете современного социализма / А.В. Бузгалин. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – 512 с.
  3. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 312 с.
  4. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого Индустриального общества / Г. Маркузе. – М.: REFL-book, 1994. – 314 с.
  5. Маркузе, Г. Критическая теория общества / Г. Маркузе. – М.: ООО «Издательство АСТ», «Астрель», 2011. – 384 с.
  6. Маркузе, Г. К ситуации новых левых (Речь 4.12.1968 г. по случаю празднования 20-летия нью-йоркского еженедельного журнала «The Guardian» / Г. Маркузе. URL: http://scepsis.net /library/id_2750.html (дата обращения: 10.03.2016).
  7. Майнхоф, У.М. От протеста к сопротивлению /У.М. Майнхоф URL: http://scepsis.net /library/id_659.html (дата обращения 11.03.2016).

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39