Содержание

Субверсивный жест Дугина рефлексивно обнажает (и здесь он противоположен «старому», либо слишком наивному, либо слишком лицемерному консерватизму) это паразитическое сосуществование с другой – «фундаменталистской» – стороны. «Фундаментализму» и «традиционализму» тоже «чего-то» не хватает, а именно – фундамента и традиции. Более того, «традиционалист» прекрасно знает об этом. «Нехватку» может заполнить только враг, становящийся тем самым лучше любого друга. Виртуальные «традиционные ценности», утратившие разом все остатки «естественности» и «наследуемости», обретают плотность оружия только в ходе борьбы.  Либерализм – это такой враг, который лучше любого друга.

Такое взаимопорождение «традиционализма» и либерализма, их вражда-дружба заново ставит вопрос об альтернативе. Если антагонизм «мультикультурной толерантности» и «традиционных ценностей» только усиливает обе позиции, являясь одновременно гарантией незыблемости капиталистического порядка современности, то необходим поиск такой точки зрения, которая бы не занимала одну из борющихся сторон, но прочерчивала новую линию конфронтации. И такой точкой мог бы стать заново продуманный коммунистический проект. 

Список литературы

  1. Вирно, П. Три текста о новом фашизме / П. Вирно, К. Кайндль, С. Саншайн. – М.: Свободное марксистское издательство, 2011. – 36 с.
  2. Дугин, А. Лекция для Партии Великое Отечество / А. Дугин. URL: http://www.youtube.com/watch?v=YMrmk44w-tM (дата обращения: 02.03.2016).
  3. Жижек, С. Накануне Господина / С. Жижек. – М.: Издательство «Европа», 2014. – 280 с.
  4. Магун, А. Отрицательная революция / А. Магун. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. – 416 с.
  5. Пленков, Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм / Ю. Пленков. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. – 576 с.
  6. Ремизов, М. Опыты типологии консерватизма / М. Ремизов. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/02.pdf (дата обращения 03.03. 2016).
  7. Умланд, А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? / А. Умланд // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 116–126.
  8. Фрайер, Х. Революция справа / Х. Фрайер. – М.: Праксис, 2008. – 144 с.

 

 

УДК 94

Революция и право сопротивления в политической философии Джона Локка

Ковалев Андрей Владимирович

Кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (400066, Российская Федерация, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 27. Тел.: 8-905-063-83-21). E-mail: kovalev672007@yandex.ru

Статья посвящена раннему английскому Просвещению. Рассматриваются идеи известного мыслителя Джона Локка. Анализируется право сопротивления в политической философии Просвещения.

Ключевые слова: Англия, революция, Джон Локк, Просвещение, право сопротивления.

REVOLUTION AND THE RIGHT OF RESISTANCE IN THE POLITICAL PHILOSOPHY OF JOHN LOCKE

Kovalev Andrey Vladimirovich

PhD in History, Associate Professor, General History and History and Social Science Teaching Methods Department, Volgograd State Socio-Pedagogical University (27, Lenina Ave., Volgograd 400066 RUSSIA. Tel.:+7-905-063-83-21).

The report is devoted to early English Enlightenment. The ideas of a famous thinker John Locke are regarded. The analysis of the right of resistance in the political philosophy of the Enlightenment is carried out.

 Key words: England, revolution, John Locke, Enlightenment, the right of resistance.

 

Формирование просветительской идеоло­гии, в которой доктрина сопротивления зани­мает важное место, началось в Англии после революции сере­дины XVII столетия. Просвещение было в определенной степени плодом и результатом этой революции.

Теория сопротивления впервые была использована демократическими движениями Англии в годы революции 40-х годов XVII в., когда лозунг борьбы против тирании сделался определяющим на пути революционных преобразований и отвечал интересам и чаяниям общественных демократических движений в борьбе с абсолютизмом. Спустя несколько десятилетий эта доктрина сохранялась в концепциях идеологов раннего английского Просвещения, в том числе и Джона Локка, полу­чив свое дальнейшее развитие. Этому, в частности, способство­вали попытки возрождения Стюартами абсолютистской поли­тики в период Реставрации.

Деятели английского Просвещения в поисках ответов на некоторые вопросы обращались к идейному насле­дию демократических движений левеллеров, индепендентов, республиканцев периода английской революции. Просветители, хотя и высказывали зачастую негативное отношение к ре­волюции середины XVII столетия, вместе с тем, именно из ар­сенала демократических революционных движений позаимство­вали некоторые идеи.

Доктрина сопротивления занимала существенное место в политиче­ской теории известного английского мыслителя XVII столетия Джона Локка, который одним из важнейших прав граждан считал право на сопротивление угнетению. По его мнению, этим правом люди обладали в естественном состоянии и сохранили в государствен­ном, без него нельзя осуществить главное – право человека на жизнь и свободу.

Доктрина сопротивления деспотической власти была хо­рошо разработана идеологами английской революции. Неодно­кратно в ее защиту выступали левеллеры. Так, их лидер Джон Лильберн заявлял, что народ должен вести борьбу с узурпатора­ми, и утверждал, что народ имеет право менять правитель­ство, которое не соблюдает его интересов: «Люди имеют мощ­ное орудие для борьбы со злоупотреблениями. Для этого они должны пользоваться своим правом смены правительства. Вместо правительства, которое насилует и принуждает и не соблюдает интересов простого народа, должно быть создано пра­вительство на пользу народа» [2, с. 60].

Несмотря на умеренный стиль своих работ и множество ого­ворок, Д. Локк также считал, что люди имеют право не только избавиться от тирании и угнетения, но даже не допустить их. Он заявлял о том, что народ всегда имеет право восстановить свою естественную первоначальную свободу и учредить новую власть для обеспечения собственной безопасности, если законодательный орган или глава исполнительной власти попыта­ются захватить абсолютную власть. Д. Локк выступал как после­довательный сторонник свободы и противник тирании, счи­тая, что граждане имеют право на восстание против система­тически угнетающей их власти. Судьей, решающим, действу­ют ли власти вопреки оказанному им доверию, он объявил народ: «Кто будет судьей и решит, действует ли государь или законодательный орган вопреки оказанному им доверию? ‹…› На это я отвечу: народ будет судьей» [3, с. 237].

Разрабатывая свою теорию права народа на сопротивление, Д. Локк утвердительно отвечает на главный вопрос – имеет ли народ право на сопротивление, на восстание, исходя, среди прочего, из опыта рево­люционных событий 40–50-х годов XVII в. и из политической практики эпохи Реставрации. Первая проблема, которая вста­ла перед Д. Локком, – это вопрос о причинах, побуждающих людей к сопротивлению властям. Главная причина, по его мнению, – тирания, т.е. осуществление власти помимо пра­ва, беззаконие со стороны властей. Он считал, что, если законода­тельный орган или глава исполнительной власти действуют вопреки оказанному народом доверию и пытаются стать неограниченными повелителями жизни, свободы и имущества народа, то тем самым повергают его «в рабство деспотической власти» и «ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанности какого-либо дальнейшего повиновения…» [3, с. 230].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39