Учебное пособие

И.В. Садовникова

2009 год

Предисловие

Неуклонный рост распространенности гастроэнтерологических заболеваний у детей приводит к тому, что все большее количество врачей-клиницистов сталкивается с необходимостью диагностики данных заболеваний, назначения адекватной терапии и контроля за эффективностью лечения.

Учитывая важное значение лабораторных исследований в лечебно-диагностическом процессе при заболеваниях органов пищеварения, становится понятной необходимость систематизированной информации о современных возможностях лабораторной диагностики и значений референтных величин.

В предлагаемом учебном пособии приводятся разработки различных гастроэнтерологических школ, ведущих отечественных специалистов.

Рассмотрение вопросов питания при гастроэнтерологических заболеваниях у детей в настоящее время приобретает несомненную практическую значимость в связи с основополагающим влиянием данного вида терапии при рассматриваемой патологии на этапе как стационарного, так и амбулаторного лечения.

В пособии разбираются вопросы организации лечебного питания детей в общесоматических отделениях детских больниц, исходя из принципа, что лечебное питание в стационарах является неотъемлемой частью лечебного процесса, входящей в число основных лечебных мероприятий, и строится по нозологическому принципу в виде суточных рационов питания — диет, разработанных Институтом питания РАМН и утвержденных приказами МЗ РФ. Пособие содержит подробную характеристику лечебных диет.

Особое внимание уделено обоснованию лечебного питания при основных острых и хронических заболеваниях и указаниям о назначении тех или иных диет с учетом периода болезни, особенностей ее течения и сопутствующих заболеваний. По основным диетам дан перечень блюд, рекомендуемых для включения в меню лечебного питания.

Введение

Питание является важнейшей физиологической потребностью организма, обеспечивающей основные жизненные функции:

• во-первых, рост и непрерывное обновление клеток и тканей (пластическая роль пищи);

• во-вторых, с питанием поступает энергия, необходимая для восполнения энергозатрат организма в покое и при любой физиологической нагрузке (энергетическая роль пищи);

• в-третьих, питание — это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Основные составные части пищи — это жизненно необходимые пищевые вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и вода.

Питание больного ребенка относится к вопросам диетологии — науки, которая строится на основе данных физиологии и биохимии, в частности знаний о роли в питании отдельных пищевых веществ и продуктов, о значении сбалансированности и режима питания. Эта наука опирается на представления о причинах, механизмах и формах течения различных заболеваний органов пищеварения и обмена веществ у здорового и больного ребенка.

Лечебное питание — обязательный метод комплексной терапии. Основоположник отечественной диетологии М.И. Певзнер писал, что «питание больного является тем фоном, на котором следует применять другие терапевтические факторы. Там, где нет лечебного питания, нет рационального лечения».

При построении любой диеты учитываются следующие принципы:

  • обеспечение физиологических потребностей больного ребенка в пищевых веществах и энергии;
  • учет биохимических и физиологических законов, определяющих усвоение пищи;
  • учет общего и местного воздействия пищи на организм;
  • использование в диетпитании методов щажения, тренировки и контрастных дней;
  • учет химического состава и кулинарной обработки пищи.

В основу диетотерапии положена теория сбалансированного питания А.А. Покровского, что позволило значительно углубить понимание сущности этого лечебного приема. Питание больного строится, исходя из данных о физиологических потребностях в пищевых веществах и энергии здорового организма, однако при этом в физиологические пропорции нутриентов вносятся коррективы, соответствующие особенностям патогенеза, клинического течения, стадии болезни и метаболических нарушений.

Особенно велико значение диетического питания в лечении и вторичной профилактике заболеваний системы пищеварения, при которых, как правило, наблюдаются значительные функциональные и структурные нарушения в том аппарате, который является первым важным звеном в сложном процессе ассимиляции пищи. Поэтому при всех без исключения заболеваниях желудочно-кишечного тракта лечебное питание служит основой терапии.

Можно полагать, что под влиянием адекватно сбалансированной лечебной диеты происходит реадаптация ферментных систем, ответственных за ассимиляцию пищи.

В отличие от других лечебных средств диетическая терапия вследствие ее пролонгированного воздействия на организм после мобилизации ферментных систем, по-видимому, приводит к восстановлению ауторегуляции, что подтверждается нередко длительным сохранением эффекта.

Глава 1

Основные физиологические параметры системы пищеварения у детей

Система пищеварения представляет собой сложный пищеварительный конвейер, от слаженной работы которого в значительной мере зависит состояние ребенка и его здоровье.

Несмотря на четко выраженное анатомо-физиологическое деление пищеварительного тракта на отделы, пищеварительный процесс является единым, целостным, между деятельностью отдельных органов существуют тесные взаимосвязи. Расстройство функций одного из отделов пищеварительного тракта может повлечь за собой нарушение функции других органов.

Возрастные изменения строения пищеварительной системы и ее функций неразрывно связаны с особенностями жизнедеятельности организма на каждом из этапов онтогенеза, с энергетическими и пластическими потребностями, с особенностями питания.

Основной функцией системы пищеварения является переваривание и всасывание пищевых веществ, однако пищеварительная система выполняет и другие важные функции, среди которых можно выделить:

  • моторную и сопряженную с ней транспортно-эвакуаторную;
  • секреторную и экскреторную, которые регулируют постоянство внутренней среды организма и гомеостаз энтеральной среды;
  • эндогенного пищеварения и утилизации эндогенных веществ за счет гидролиза и последующего всасывания эндогенных субстратов и метаболитов, секретирующихся в просвет кишки;
  • метаболическую, осуществляя трансформацию и биосинтез веществ не только из экзогенных субстратов, которые транспортируются через нее в процессе всасывания, но также и эндогенных, поступающих в слизистую оболочку из сыворотки крови, а также в просвет кишки в результате секреции;
  • защитную, в которой важную роль играют эпителиальный и слизистый барьеры, а также активно участвует иммунная система слизистой оболочки и другие факторы защиты;
  • регуляторную, которая осуществляется с помощью субстратного, нервного и эндокринного регулирования, обеспечивая взаимосвязь различных звеньев пищеварительного процесса, ассимиляции и метаболизма пищевых субстратов.

Все эти функции желудочно-кишечного тракта тесно связаны между собой и направлены на осуществление основной цели — оптимизацию процессов переваривания и всасывания пищевых веществ.

Пищеварительная система человека — сложная и вместе с тем хорошо организованная и устойчивая система, которая обладает широкими возможностями быстрой адаптации к различным изменениям в окружающей среде.

Гидролиз и всасывание пищевых веществ начинаются уже в полости рта и продолжаются на всем протяжении пищеварительного тракта.

В человеческой популяции исключительно велико разнообразие индивидуальных морфофункциональных вариантов строения и организации работы отдельных элементов системы пищеварения.

Размеры и форма желудка даже в норме очень сильно отличаются как по величине, так и по положению. Различия по объему могут достигать 6—8 раз. Сильно варьируют форма и размеры печени, так же как и других внутренних органов. Выделяют несколько вариантов соединения желчного протока и протока поджелудочной железы и т.д.

Встречаются наследственные варианты гипотрофии или гипертрофии слизистой оболочки желудка и тонкой кишки, высокой или низкой активности ферментов поджелудочной железы или энтероцитарных ферментов. При этом различия между крайними вариантами могут быть весьма значительными. Так, толщина слизистой оболочки в тонкой кишке может варьировать от 300 до 1000 мкм и более, в антральном отделе желудка — от 350 до 750 мкм, а активность пищеварительных ферментов различается в несколько десятков раз. Причем такие варианты структуры и функции системы пищеварения необязательно могут выходить за пределы «нормального» состояния пищеварения, но, по-видимому, способны существенным образом влиять на ее функциональные и адаптационные возможности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25