Содержание

В этой связи как никогда актуальными становятся вопросы управления финансово-бюджетной сферой.

Разгорающийся мировой экономический кризис показывает, что от грамотной финансовой деятельности, взвешенных управленческих решений, строгой бюджетной политики зависят устойчивость всей государственной системы, общественная стабильность и, в конечном счете, перспективы дальнейшего развития страны.

В связи с этим большое значение приобретает исторический опыт формирования  финансового ведомства советской страны в первые месяцы ее существования на примере Казанской губернии. Этот период характерен революционными изменениями социально-политических и экономических формаций в масштабах всей бывшей империи.

В Казани установление советской власти произошло 26 октября (8 ноября) 1917 г., когда был сформирован Временный революционный комитет. На следующий день 27 ок­тяб­ря члены ВРК Г.Ш. Оль­ке­ниц­кий,  Н.Е. Ер­шов и Я.В. Жес­тян­ни­ков на за­се­да­нии ре­во­лю­ци­он­но­го шта­ба на­зна­чили ко­мис­са­ром Казанского отделения Государственного банка (КОГБ) А.И. Боч­ко­ва, который уже 28 ок­тяб­ря пришел в банк с ман­да­том, под­пи­сан­ным ко­ман­дую­щим вой­ска­ми Ка­зан­ско­го ок­ру­га, ре­во­лю­цио­не­ром-пра­пор­щи­ком Н.Е. Ер­шо­вым. В ман­да­те, в ча­ст­но­сти, го­во­ри­лось, что «все де­неж­ные опе­ра­ции, как ме­ст­ные, так и ино­го­род­ние про­из­во­дят­ся лишь по ор­де­рам, под­пи­сан­ным ко­мис­са­ром. Ад­ми­ни­ст­ра­ция и слу­жа­щие обя­за­ны бес­пре­ко­слов­но вы­пол­нять все тре­бо­ва­ния ко­мис­са­ра. Все от­сту­п­ле­ния от это­го рас­по­ря­же­ния бу­дут ка­рать­ся аре­стом и кон­фи­ска­ци­ей все­го иму­ще­ст­ва ви­нов­ных» [3, с. 112].

А.И. Боч­ко­в сразу распорядился подавать ему на под­пись все ор­де­ра на вы­да­чу свы­ше 500 руб­лей, пе­ре­во­ды в дру­гие го­ро­да для вы­да­чи ча­ст­ным ли­цам и фир­мам. Управ­ляю­щий КОГБ И.А. Ти­хен­ко и ди­рек­тор сбе­ре­га­тель­ной кас­сы все вопросы обязаны были решать че­рез А.И. Боч­ко­ва.  В декабре 1917 г. исполнительное бюро Казанского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов назначило комиссаров в казенную палату и казначейство и сместило руководство казанской казенной палаты в лице управляющего, действительного статского советника К.А. Штенгера, начальника 3-го отделения, надворного советника А.Д. Кислицина, бухгалтера, коллежского асессора А.В. Воздвиженского. Так началась ликвидация старых и формирование советских финансовых учреждений в губернском центре. В марте 1918 г. был образован комиссариат финансов Казанской Советской Рабоче-Крестьянской Республики во главе со В.Н. Скачковым [4, с. 39], одним из первых приказов которого стало проведение в жизнь Декрета о национализации банков. В том же месяце национализация банков в Казанской губернии была в целом завер­шена.

В.И. Ле­нин в мае 1918 г. с горечью  вы­ну­ж­ден был констатировать: «…мы боль­ше на­на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ли, на­кон­фи­ско­ва­ли, на­би­ли и на­ло­ма­ли, чем ус­пе­ли под­счи­тать» [1, с. 294]. После Октябрьской революции происходила коренная ломка политических, социально-экономических и культурных отношений. Марксистская идеология предусматривала новые экономические отношения. В конце 1917 – начале 1918 гг., руководствуясь партийными соображениями, большевики уничтожали частную собственность, национализировали банковскую систему и основные отрасли народного хозяйства. Все это привело к полному коллапсу производственного сектора и создало серьёзную угрозу финансовой системе. Оторванные от реальности большевики смело заявляли, что в новом государстве денежных отношений не будет. Однако вспыхнувшая скоро гражданская война показала ошибочность таких заявлений. Действительно, еще в первые месяцы постреволюционных событий  происходило медленное осознание большевистским руководством не­об­хо­ди­мости хотя бы частичной реанимации производственно-фи­нан­со­вого сектора  бывшей империи. А это  по­тре­бо­ва­ло от боль­ше­ви­ков об­ра­щения за по­мо­щью к опытным финансистам, быв­шим слу­жа­щим Го­су­дар­ст­вен­но­го бан­ка, чиновникам казенных палат и других финансовых учреждений царской России. Это было непросто. Многие чиновники старой имперской администрации не хотели идти на сотрудничество с большевиками по идеологическим соображениям или по причине личной неприязни. Этим, возможно, и объясняются первые неудачи в воссоздании коллапсирующей финансовой системы. В частности, первая попытка организовать на новых началах сметное дело в Казанской губернии с помощью особой комиссии, созванной финансовым советом при казанской казенной палате в марте 1918 г., потерпела неудачу. Комиссия должна была составить общую по Казанской губернии смету доходов и расходов. Однако она не только не сумела рассмотреть 50 смет, переданных на ее заключение, но и не смогла начать полноценную работу [2, д. 75, л. 2].

Планомерное создание советских органов финансового управления началось лишь в сентябре 1918 г. после разгрома чехословацкого мятежа. В это время был создан Финансовый отдел Казанского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Губфинотдел). В его составе были сметно-кассовый подотдел, подотделы по прямым налогам и по косвенным налогам, а также секретариат. Эта структура, в целом, соответствовала положениям Декрета об организации финансовых органов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, принятом  СНК РСФСР в 1918 г. Согласно декрету, не позднее 1 января 1919 г. на всей территории страны вместо упраздненных казенной палаты, акцизного управления создавались финансовые органы местных самоуправлений. Главной целью являлось объединение и направление на местах налогового, кассового и финансового дела, общее руководство им в соответствии с декретами СНК и распоряжениями Наркомата финансов РСФСР [2, д. 17, л. 1, 1 (об)].

При Губфинотделе предусматривалось образование коллегии в составе заведующего, его заместителя, заведующих подотделами, представителей совнархоза и местного учреждения госконтроля. Официальное утверждение руководства казанского Губфинотдела произошло на заседании коллегии 9 декабря 1918 г. Его заведующим стал В.Я. Введенский, заместителем А.С. Гордеев [2, д. 11, л. 24]. Конечно, этому предшествовала большая организационная работа В.Я. Введенского и А.С. Гордеева, которым все же  удалось привлечь в Губфинотдел опытных финансистов и экономистов из казенной палаты, акцизного управления и банков. Постепенно началось формирование уездных финотделов.

Таким образом, становление новых финансовых учреждений советского государства шло в очень сложных условиях. Гиперинфляция, отсутствие возможности финансовых заимствований, нехватка профессиональных кадров, проблема нелояльности к новой власти чуть было не привели к полному коллапсу финансовой системы.

Список литературы

  1. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. Т. 36.
  2. Национальный архив Республики Татарстан (далее – НАРТ). Ф. 324. Оп. 1.
  3. Салихов, Р.Р. Очерки истории Национального банка Республики Татарстан / Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов, Л.Ф. Хайрутдинова. – Казань: Мастер Лайн, 2000. – 200 с.
  4. Тагиров, И.Р. История государственности Татарстана. ХХ век / И.Р. Тагиров. – Казань: Гасыр, 2005. – 384 с. 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21