Содержание
В этой связи как никогда актуальными становятся вопросы управления финансово-бюджетной сферой.
Разгорающийся мировой экономический кризис показывает, что от грамотной финансовой деятельности, взвешенных управленческих решений, строгой бюджетной политики зависят устойчивость всей государственной системы, общественная стабильность и, в конечном счете, перспективы дальнейшего развития страны.
В связи с этим большое значение приобретает исторический опыт формирования финансового ведомства советской страны в первые месяцы ее существования на примере Казанской губернии. Этот период характерен революционными изменениями социально-политических и экономических формаций в масштабах всей бывшей империи.
В Казани установление советской власти произошло 26 октября (8 ноября) 1917 г., когда был сформирован Временный революционный комитет. На следующий день 27 октября члены ВРК Г.Ш. Олькеницкий, Н.Е. Ершов и Я.В. Жестянников на заседании революционного штаба назначили комиссаром Казанского отделения Государственного банка (КОГБ) А.И. Бочкова, который уже 28 октября пришел в банк с мандатом, подписанным командующим войсками Казанского округа, революционером-прапорщиком Н.Е. Ершовым. В мандате, в частности, говорилось, что «все денежные операции, как местные, так и иногородние производятся лишь по ордерам, подписанным комиссаром. Администрация и служащие обязаны беспрекословно выполнять все требования комиссара. Все отступления от этого распоряжения будут караться арестом и конфискацией всего имущества виновных» [3, с. 112].
А.И. Бочков сразу распорядился подавать ему на подпись все ордера на выдачу свыше 500 рублей, переводы в другие города для выдачи частным лицам и фирмам. Управляющий КОГБ И.А. Тихенко и директор сберегательной кассы все вопросы обязаны были решать через А.И. Бочкова. В декабре 1917 г. исполнительное бюро Казанского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов назначило комиссаров в казенную палату и казначейство и сместило руководство казанской казенной палаты в лице управляющего, действительного статского советника К.А. Штенгера, начальника 3-го отделения, надворного советника А.Д. Кислицина, бухгалтера, коллежского асессора А.В. Воздвиженского. Так началась ликвидация старых и формирование советских финансовых учреждений в губернском центре. В марте 1918 г. был образован комиссариат финансов Казанской Советской Рабоче-Крестьянской Республики во главе со В.Н. Скачковым [4, с. 39], одним из первых приказов которого стало проведение в жизнь Декрета о национализации банков. В том же месяце национализация банков в Казанской губернии была в целом завершена.
В.И. Ленин в мае 1918 г. с горечью вынужден был констатировать: «…мы больше нанационализировали, наконфисковали, набили и наломали, чем успели подсчитать» [1, с. 294]. После Октябрьской революции происходила коренная ломка политических, социально-экономических и культурных отношений. Марксистская идеология предусматривала новые экономические отношения. В конце 1917 – начале 1918 гг., руководствуясь партийными соображениями, большевики уничтожали частную собственность, национализировали банковскую систему и основные отрасли народного хозяйства. Все это привело к полному коллапсу производственного сектора и создало серьёзную угрозу финансовой системе. Оторванные от реальности большевики смело заявляли, что в новом государстве денежных отношений не будет. Однако вспыхнувшая скоро гражданская война показала ошибочность таких заявлений. Действительно, еще в первые месяцы постреволюционных событий происходило медленное осознание большевистским руководством необходимости хотя бы частичной реанимации производственно-финансового сектора бывшей империи. А это потребовало от большевиков обращения за помощью к опытным финансистам, бывшим служащим Государственного банка, чиновникам казенных палат и других финансовых учреждений царской России. Это было непросто. Многие чиновники старой имперской администрации не хотели идти на сотрудничество с большевиками по идеологическим соображениям или по причине личной неприязни. Этим, возможно, и объясняются первые неудачи в воссоздании коллапсирующей финансовой системы. В частности, первая попытка организовать на новых началах сметное дело в Казанской губернии с помощью особой комиссии, созванной финансовым советом при казанской казенной палате в марте 1918 г., потерпела неудачу. Комиссия должна была составить общую по Казанской губернии смету доходов и расходов. Однако она не только не сумела рассмотреть 50 смет, переданных на ее заключение, но и не смогла начать полноценную работу [2, д. 75, л. 2].
Планомерное создание советских органов финансового управления началось лишь в сентябре 1918 г. после разгрома чехословацкого мятежа. В это время был создан Финансовый отдел Казанского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Губфинотдел). В его составе были сметно-кассовый подотдел, подотделы по прямым налогам и по косвенным налогам, а также секретариат. Эта структура, в целом, соответствовала положениям Декрета об организации финансовых органов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, принятом СНК РСФСР в 1918 г. Согласно декрету, не позднее 1 января 1919 г. на всей территории страны вместо упраздненных казенной палаты, акцизного управления создавались финансовые органы местных самоуправлений. Главной целью являлось объединение и направление на местах налогового, кассового и финансового дела, общее руководство им в соответствии с декретами СНК и распоряжениями Наркомата финансов РСФСР [2, д. 17, л. 1, 1 (об)].
При Губфинотделе предусматривалось образование коллегии в составе заведующего, его заместителя, заведующих подотделами, представителей совнархоза и местного учреждения госконтроля. Официальное утверждение руководства казанского Губфинотдела произошло на заседании коллегии 9 декабря 1918 г. Его заведующим стал В.Я. Введенский, заместителем А.С. Гордеев [2, д. 11, л. 24]. Конечно, этому предшествовала большая организационная работа В.Я. Введенского и А.С. Гордеева, которым все же удалось привлечь в Губфинотдел опытных финансистов и экономистов из казенной палаты, акцизного управления и банков. Постепенно началось формирование уездных финотделов.
Таким образом, становление новых финансовых учреждений советского государства шло в очень сложных условиях. Гиперинфляция, отсутствие возможности финансовых заимствований, нехватка профессиональных кадров, проблема нелояльности к новой власти чуть было не привели к полному коллапсу финансовой системы.
Список литературы
- Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. Т. 36.
- Национальный архив Республики Татарстан (далее – НАРТ). Ф. 324. Оп. 1.
- Салихов, Р.Р. Очерки истории Национального банка Республики Татарстан / Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов, Л.Ф. Хайрутдинова. – Казань: Мастер Лайн, 2000. – 200 с.
- Тагиров, И.Р. История государственности Татарстана. ХХ век / И.Р. Тагиров. – Казань: Гасыр, 2005. – 384 с.