Содержание

At the beginning of the twentieth century famine in Russia provoked the peasant movement that some historians consider as a peasant revolution. During the fall of 1917, the peasant uprising in Russia contributed to the success of the October Revolution and subsequent agrarian transformation of the country.

Key words: peasant movement, peasant revolution, socialization of land.

 

Правомерно ли использовать термин «крестьянская революция»? В советской историографии использовались понятия «крестьянское движение», «крестьянское восстание», «крестьянская война». Рассеянное и разбросанное по территории крестьянство не может одержать победу, оно нуждается в руководителе, в качестве которого выступает буржуазия или рабочий класс. Поэтому можно говорить о крестьянской революции,  но как составной части буржуазно-демократической или социалистической революций. Некоторые западные историки-аграрники считают, что в России в 1902–1922 гг. происходила крестьянская революция [11, с. 151–152]. Мы согласны с этой точкой зрения с приведенной выше оговоркой.

Крестьянская реформа 1861 г. не решила аграрно-крестьянский вопрос. Помещики максимально обеспечили свои интересы, оставив крестьянам минимум земли. Ввиду роста населения деревни сокращались земельные наделы крестьян. Так, в 1877 г. меньше 8 десятин земли имели 28,6% крестьянских дворов, в 1905 – уже 50% [1, с. 186]. В пореформенной России шел процесс расслоения крестьян: 65% составляла беднота, 15% – середняки, 20% – кулаки. Вторая и первая группы существовали за счет своего хозяйства, а беднота сводила концы с концами за счет приработок на стороне, они превращалась в полупролетариев.

Сельское хозяйство в России велось в зоне рискованного земледелия, из-за засух, других природных бедствий регулярно случались  недороды и голодовки крестьян. За тысячу с лишним лет было 433 голодных года [4, с. 490]. Капитализм не решил эту проблему. Душевое потребление зерна в пищу с 1800–1809 гг. по 1900–1911 гг. уменьшилось с 390 до 268-289 кг и упало ниже физиологического уровня (289 кг) [7, с. 77]. В 1851–1901 гг. в России 40 лет были неурожайными. Особенно страшными были 1891–1892, 1901–1903, 1911–1912 гг., когда от голода умерло соответственно 2; 3; и 2 млн. человек, крестьян прежде всего [8]. Беднота недоедала ежегодно, середняки – в голодные годы. При этом хлеб из России вывозился по принципу «недоедим, но вывезем», в том числе в голодные годы [3, с. 105]. Это было в интересах крупных производителей хлеба, помещиков и кулаков.

После голодовки начала ХХ в. многотерпеливое российское крестьянство восстало, с 1902 г. началось крестьянское движение. Крестьянская революция развернулась в 1905–1907 гг., но режим выстоял, и крестьянство добилось только отмены выкупных платежей с 1 января 1907 г.

По крестьянской реформе 1861 г. была сохранена крестьянская община. Она играла роль организатора крестьянского движения во время Первой русской революции. Решения громить помещичьи имения принимались на сельских сходах, и грабить имения крестьяне выходили всем селом. Вот почему большинство помещиков стало настаивать на ликвидации общины, т.к. она не прививает «священного чувства частной собственности». Их волю и выражал П.А. Столыпин, начавший аграрную реформу, направленную на ликвидацию общинного землепользования и утверждение частной собственности на землю для крестьян.

Реформа Столыпина осуществлялась вопреки интересам большинства крестьян. Профессор Л.Т. Сенчакова изучила 664 наказа и приговора крестьян Центральной России 1905–1907 гг. Она отмечает, что общим требованием крестьян была отмена частной собственности на землю и переход ее к тем, кто сам на ней трудится. Не было ни одного приговора, в котором поддерживались бы столыпинская реформа и частная собственность на землю.  Крестьянские наказы выражали идею равенства и справедливости, общим было требование уравнительного передела всей земли по трудовой норме [10, с. 58–67]. В.И. Ленин писал, что крестьяне не понимают последствий уравнительного передела земли. Землю есть нельзя, чтобы она кормила, нужны деньги, инвентарь, семена. Этого не было у бедных крестьян, они будут вынуждены брать все это в долг у кулаков и попадут в кабалу к ним [5; т. 6, с. 396–399; т. 12, с. 96].

Крестьяне в массе своей противились столыпинской реформе. Они понимали, что в индивидуальном хозяйстве не выдержат конкуренции, разорятся. Город и промышленность не могли тогда дать работу миллионам новых пролетариев. А в общине крестьянин имел надел земли, мог для семьи вырастить хотя бы минимум продовольствия. Из общины с 1906 по 1915 гг. вышло около 10% крестьянских семей [2, с. 87], но аграрная реформа чрезвычайно обострила отношения в деревне. С.Г. Кара-Мурза справедливо называет Столыпина «отцом русской революции» [2, с. 83–94]. Положение большинства крестьян чрезвычайно ухудшила Первая мировая война, создав революционную ситуацию. Крестьяне, одетые в серые шинели, вместе с рабочими осуществили Февральскую революцию, а деревня ее поддержала.

Однако либералы, получившие власть и разделившие ее с социалистами-реформистами, не решили ни одной острой проблемы, поставленной жизнью, поэтому продолжалось революционное брожение и революционные движения.  Россия шла к новой революционной ситуации.

В деревне большое влияние обрела партия социалистов-революционеров (ПСР). Ее программа социализации земли, выражая чаяния общинного крестьянства, требовала ликвидации частной собственности на землю без выкупа, передачи земли в общенародное достояние и на самом низу – крестьянским общинам для уравнительного землепользования. Крестьяне записывались в ПСР порой целыми сходами, солдаты – митингами, эсеры создали сеть своих организаций в деревне. Они способствовали организации крестьянского движения, создавая крестьянские Советы, разного рода крестьянские комитеты, вовлекая в них крестьян. По решениям губернских и уездных съездов крестьянских депутатов принимались меры по ограничению помещичьих полномочий: снижалась арендная плата за землю, засевались пустующие земли и т.д.  Вместе с тем, коренного решения земельного вопроса эсеры призывали ждать до созыва Учредительного собрания. Но уже с марта 1917 г. разворачивается стихийное крестьянское движение  в форме захвата лесов или запрета помещику их вырубать и продавать, захвата лугов, продовольствия, создания комитетов батраков в имениях и пр. [6, с. 64]. За март–июнь произошло 9 431 крестьянское выступление (подсчитано по: 6, с. 377–378).

Большевики утвердили на VII (Апрельской) конференции РСДРП(б) ленинскую аграрную программу: конфискация помещичьих и других частновладельческих земель, национализация всей земли, передача конфискованных земель крестьянским Советам и комитетам. Вопрос о форме крестьянского землепользования Ленин оставил пока открытым. Крестьяне призывались к самочинному организованному захвату помещичьей земли [5; т. 31, с. 425–428]. У большевиков не хватало сил для работы в деревне. Даже в конце 1917 г. в России было на селе всего 203 ячейки большевиков с 4 тысячами членов [6, с. 53], но их лозунг самочинного захвата земли через рабочих, солдат проникал в деревню и имел организующее влияние на крестьян.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21