Содержание

Ключевые слова: социальное страхование, страхование рабочих, рабочая страховая программа, большевики, меньшевики.

SOCIAL INSURANCE IN THE THEORY AND PRACTICE OF THE BOLSHEVISM

Morozov Andrey Viktorovich

PhD in History, the associate professor of social work, pedagogics and psychology of the Kazan national research technological university. 68, Karl Marx street, Kazan 420015 RUSSIA Tel/fax: +7 (843) 231-43-53

 The article deals with the theory and practice of Soviet social security. The author covers the main aspects of the labor insurance program proposed by the bolsheviks. The basic contradictions in its practical implementation are being shown.

Key words: Social insurance, workers, labor insurance program, the bolsheviks, the mensheviks.

 

Внимание к проблеме социального страхования со стороны русских социал-демократов возникло сравнительно поздно. В «Проекте программы социал-демократической партии» (1895–1896 гг.) и в «Проекте программы нашей партии» (1899 г.), написанных В.И. Лениным, о страховании рабочих не упоминалось и лишь выдвигалась идея о возложении на владельцев предприятий профессионального риска за несчастные случаи с рабочими [5, с. 12]. В проекте программы РСДРП (1903 г.), предложенной II съезду, появилось требование «выдачи государственной пенсии престарелым рабочим» [2, с. 13]. Но на самом съезде этот пункт был пересмотрен и заменен требованием «государственного страхования рабочих на случай старости и полной или частичной потери способности к труду за счет специального фонда, составленного путем особого налога на капиталистов» [2, с. 41]. Однако, как отмечает С.М. Шварц (Моносзон), «краткость и путаный характер прений, предшествовавших принятию этого пункта, не свидетельствовали о большом интересе съезда к этому вопросу» [5, с. 13–14].

Интерес к соцстраху у социал-демократов стал возрастать в связи с разработкой и принятием законопроектов о страховании рабочих (1904–1912 гг.). Однако и тогда «идеологи и вожди рабочего движения в России не сразу обратили внимание на эту возможность и предварительное обсуждение вопросов о страховании рабочих протекало в правительственных совещаниях» без их участия. Только в 1908 г. после внесения законопроектов в Думу «с-д. депутаты втянулись в это дело» [5, с. 18]. На V Общероссийской конференции 1908–1909 гг. в резолюции «О думской С.-Д. фракции» ей было предложено «в интересах выполнения агитационно-пропагандистских задач» внести в Думу проекты страхования рабочих, но при этом не становиться «на путь так называемого положительного законодательства» и «погони за мелкими мнимыми реформами» [2, с. 199].

Между большевиками и меньшевиками долгое время не было принципиальных расхождений «по существу программных требований в области социального страхования» [5, с. 18]. Все они критически относились к царским законопроектам и собирались голосовать против них. Но существовали серьезные тактические расхождения: меньшевики были готовы участвовать в практической реализации законов в жизнь, а большевики – использовать их лишь для политической борьбы. Первоначально большевики охарактеризовали законы о страховании рабочих как «новое, в тысячу раз худшее крепостное право» [5, с. 20]. Но реальная жизнь в какой-то мере откорректировала эту позицию. И уже на VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912 г.) в резолюции «О выборах в IV Государственную Думу» говорилось о необходимости страхования рабочих государством [2, с. 273]. На конференции была принята специальная резолюция «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» [3, с. 510–512], подготовленная Н.А. Семашко и затем отредактированная В.И. Лениным [4], в которой страхование рабочих «вследствие увечья, болезни, старости, инвалидности, а также в случае безработицы» было названо «реформой, властно диктуемой всем ходом капиталистического развития». Наилучшей формой называлось государственное страхование, построенное на следующих принципах: обеспечение рабочих во всех случаях утраты трудоспособности, включая беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика; охват всех лиц наемного труда и их семейств; вознаграждение рабочих в размере возмещения полного заработка с возложением расходов на предпринимателей и государство; создание единых территориальных самоуправляющихся застрахованными касс [3, с. 279]. Царский законопроект был вновь подвергнут острой критике и охарактеризован как «грубейшим образом издевающийся над насущными интересами рабочих» [3, с. 280]. По мнению большевиков, осуществить страховую реформу могло только «окончательное низвержение царизма и завоевание условий для свободной классовой борьбы пролетариата». Так как «без нового революционного подъема невозможно никакое действительное улучшение положения рабочего, то всякий, кто хочет добиться действительной рабочей реформы, должен бороться прежде всего за новую победную революцию». В случае же реализации страхового законодательства рекомендовалось использовать больничные кассы для пропаганды с.-д. идей, и «превратить таким образом и этот закон, задуманный в целях нового закабаления и угнетения пролетариата, в орудие развития его классового сознания, укрепления его организованности, усиления его борьбы за полную политическую свободу и социализм» [3, с. 281]. С.М. Шварц пишет: «Итак, все же не бойкот, а использование больничных касс, но исключительно для революционной пропаганды. Практически это означало готовность пусть к ограниченному, но к положительному участию в предстоящей страховой кампании» [5, с. 23]. Выступая на конференции, Н.А. Семашко определил главные «пункты в резолюции, на которых должна сосредоточиться социал-демократическая агитация»: проведение лозунга о полной «самостоятельности рабочих и самодеятельности в организациях», требование страхования строительных и сельхозрабочих и др. [3, с. 416–417].

По мере практической реализации законов о страховании рабочих возник вопрос об избрании рабочих в Страховой Совет и Страховые присутствия. Меньшевики считали, что представителей рабочих должен выбирать рабочий съезд, а большевики не имели однозначного мнения по этому вопросу, среди них были распространены и бойкотистские настроения. Только после февральского совещания ЦК РСДРП (1913 г.) ситуация изменилась [2, с. 288]. Резолюция «О страховой кампании», написанная В.И. Лениным, требовала выбирать уполномоченных больничных касс на рабочих собраниях, а не в «темную»; устраивать «революционные митинги» «против тех насилий и издевательств, которыми сопровождается введение страховых законов». В.И. Ленин высказался против бойкота выборов уполномоченных и предложил бороться «за правильные выборы делегатов в больничные кассы» [2, с. 296–297]. Согласно решению августовского совещания ЦК РСДРП (1913 г.), больничные кассы рассматривались как организации для ведения политической борьбы, а в уполномоченные больничных касс предлагалось проводить исключительно сторонников партии [2, с. 314]. Меньшевики же больше внимания уделяли практической работе в страховых организациях, занимались поиском и подбором кадров страховых работников. В начале 1914 г. большевики при участии Н.А. Скрыпника, В.И. Ленина и Г.Е. Зиновьева разработали проект закона о социальном страховании, который был внесен в Думу большевистской фракцией. Как отмечает С.М. Шварц, этот документ носил «ярко выраженный изуродованно синдикалистский, фантастически антигосударственный характер» [5, с. 68].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21