Содержание

Наиболее подробно степень гражданской дееспособности несовершеннолетнего рассматривается в Гражданском кодексе РФ. Так, согласно ст. 28 этого Закона, несовершеннолетние начиная с возраста 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия последнего, третьими лицами.

В качестве возрастной планки, расширяющей права несовершеннолетнего, ГК РФ определяет возраст 14 лет, по достижению которого, в соответствии со статьей 26, ребенок получает права:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведений науки, литературы, искусства и т.д.;
  • вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Однако совершать коммерческие сделки, заключать договоры, в том числе и трудовые, несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут исключительно с согласия своих законных представителей. Даже получив право на осуществление предпринимательской или иной законной деятельности, ребенок не становится дееспособным, он может быть лишен данного права по ходатайству своих родителей, усыновителей, попечителей.

Выбор места жительства несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» осуществляется с согласия его законного представителя.

Семейный кодекс (ст. 57, 69, 72, 132) предусматривает возможность участия в судебном разбирательстве ребенка любого возраста, если последнее не может нанести вред его здоровью. С десятилетнего возраста обязателен учет мнения ребенка в решении вопросов об изменении фамилии и имени, об усыновлении, о восстановлении родительских прав.

Таким образом, несовершеннолетний, даже младшего школьного возраста, уже воспринимается законом как личность, мнение которой должно быть выслушано и, по возможности, учтено. Итак, ребенок любого возраста должен получить на уровне своего развития и в пределах разумного ответы на все вопросы, затрагивающие его интересы.

3.4. Законодательная база юридического сопровождения медицинской помощи несовершеннолетнему пациенту

Вопрос о возрасте ребенка имеет большое значение при организации юридического обеспечения медицинской помощи несовершеннолетним, так как в зависимости от этого фактора решается вопрос о возможности и способности пациента-ребенка получать информацию о состоянии своего здоровья и участвовать в принятии решения о целесообразности медицинского вмешательства. В соответствии с положениями Конвенции прав ребенка и Оттавской декларации прав ребенка Всемирной медицинской ассоциации 1999 г., несовершеннолетний является самостоятельным субъектом правоотношений: «ребенок, который достаточно зрел», может независимо от родителей принимать решение по вопросам оказания медицинской помощи. В настоящее время на международном уровне единого возрастного порога «достаточной зрелости» ребенка не существует: в Великобритании (кроме Шотландии), Испании, ряде штатов США ребенок может самостоятельно принимать решение о необходимости медицинского вмешательства с 18 лет, в Австрии – с 14 лет (Сергеев В.В. и соавт., 2008). В Российской Федерации «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» определяют 15-летний возраст (16 лет – для больных наркоманией) в качестве рубежа, достигнув которого, ребенок может самостоятельно принимать решение о необходимости того или иного медицинского вмешательства и об объеме информации, который может быть сообщен родителям.

Важно отметить, что и в российском федеральном законодательстве, регулирующем оказание медицинской помощи, не сформулировано единой позиции по вопросу возрастной границы, дающей детям право на автономию. Так, ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает 15-летний возраст, ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» – 14-летний, ФЗ «О трансплантации органов и(или) тканей человека» и ФЗ «Об обращении лекарственных средств» – 18-летний.

Своеобразным является подход к обсуждаемой проблеме, сформулированный в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ребенок, достигший возраста 14 лет, имеет право самостоятельно пройти медицинское освидетельствование, но в случае положительного результата исследования закон предписывает необходимость информирования родителей несовершеннолетнего (т.е. ребенка до 18 лет).

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что на законодательном уровне отсутствует преемственность в определении оптимальной возрастной планки, расширяющей дееспособность ребенка, что вызывает юридические сложности при получении детьми медицинских услуг. Как показывает юридическая практика, поскольку 14-летний ребенок имеет право самостоятельно осуществлять сделки, не направленные на получение выгоды, данное право можно применить и в вопросе самостоятельного оформления информированного добровольного согласия или отказа от медицинского вмешательства.

Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой ребенок от 14 до 18 лет не является «сделкоспособным» и не имеет права без согласия законных представителей совершать какие-либо действия, за исключением перечисленных в ст. 26 ГК. Согласно такому подходу, ребенок получит право на автономию при получении медицинских услуг лишь по достижении совершеннолетия.

С позиции законных представителей, схема получения медицинской помощи детьми старше 15 лет, регламентируемая ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», выглядит несколько некорректной. Так, согласно статье 61 родитель может получить информацию о состоянии здоровья своего 15-летнего ребенка только с согласия последнего. В то же время, согласно положениям Семейного кодекса РФ, родители обязаны заботиться о ребенке, в том числе в аспекте охраны здоровья, до достижения им совершеннолетия. Таким образом, родитель ребенка старше 15 лет, получив строго ограниченную информацию о том, что его ребенку выполнено какое-то медицинское вмешательство (очень распространенный пример – медицинский аборт), не имеет права без согласия несовершеннолетнего не только влиять на ситуацию, но и получить сведения о совершившемся факте. При этом родитель обязан слепо выполнить все медицинские рекомендации (обеспечить ребенку лечебно-охранительный режим, приобрести необходимые медикаменты и т.д.).

Юридическим документом, регламентирующим взаимоотношения врача и дееспособного пациента, является информированное добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства. В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях и частных медицинских организациях самостоятельное оформление информированного добровольного согласия и отказа от медицинской помощи несовершеннолетними согласно ст. 33 и 34 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» осуществляется с 15-летнего возраста. При оказании медицинской помощи детям, не достигшим 15 лет, оформление информированного добровольного согласия или отказа от медицинского вмешательства, как гласит Закон, должно осуществляться законными представителями несовершеннолетнего.

В качестве законных представителей ребенка чаще всего выступают его родители, т.е. люди, обозначенные в качестве матери и отца в свидетельстве о рождении ребенка. Законодательство настаивает на равенстве правового положения обоих родителей. Так, Конституция РФ (п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 38) заявляет о равенстве статусов материнства и отцовства. Семейный кодекс РФ (ст. 61) устанавливает принцип равенства прав и обязанностей родителей, независимо от того, являются (являлись когда-либо) они супругами или нет.

К сожалению, в современном российском обществе родители ребенка далеко не всегда совместно и в равной мере реализуют свое право и обязанность на заботу о сыне или дочери. В этом случае при возникновении конфликта между родителями по вопросам, связанным с реализацией прав детей, должностные лица до решения суда не уполномочены отдавать приоритет чьему-либо мнению.

В то же время статьи 30–34 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», регламентирующие обязанность сотрудников лечебно-профилактических учреждений и частных медицинских организаций реализовать права ребенка или его законных представителей на получение информации о состоянии здоровья и на добровольное информированное согласие или отказ от медицинской помощи, упоминают о законных представителях во множественном числе, тем самым подтверждая необходимость участия обоих родителей в оформлении документов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15