Содержание

Примеры форм информированного добровольного согласия и отказа пациента скорой медицинской помощи от медицинского вмешательства

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (скорая медицинская помощь)

Я___________________________________________________

(фамилия, имя, отчество) согласно моей воле получил от медицинского работника всю интересующую меня информацию о моем состоянии. Мне понятны планируемые действия медицинских работников, я осознаю риск возможных осложнений и даю информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

________________________________                                           __________________

Ф.И.О. представителя пациента                                                                     (подпись)

дата, время

________________________________                                           __________________

Ф.И.О., должность медицинского работника,                                               (подпись)
предоставившего информацию и получившего
отказ от госпитализации

 

 

 

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (скорая медицинская помощь) недееспособного пациента

Я________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

являюсь представителем (родителем, опекуном, попечителем)_____________ _____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

согласно моей воле получил от медицинского работника всю интересующую меня информацию о состоянии лица, интересы которого я представляю. Мне понятны планируемые действия медицинских работников, я осознаю риск возможных осложнений и даю информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

________________________________                                           __________________

Ф.И.О. представителя пациента                                                                     (подпись)

дата, время

________________________________                                           __________________

Ф.И.О., должность медицинского работника,                                               (подпись)
предоставившего информацию и получившего
отказ от госпитализации

 

 

Отказ от госпитализации (скорая медицинская помощь)

Я________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество) согласно моей воле получил от медицинского работника всю интересующую меня информацию о моем состоянии. Я отказываюсь от предложенной мне госпитализации в стационар. Мне разъяснены и понятны возможные осложнения и последствия отказа.

________________________________                                           __________________

Ф.И.О. представителя пациента                                                                     (подпись)

дата, время

________________________________                                           __________________

Ф.И.О., должность медицинского работника,                                               (подпись)
предоставившего информацию и получившего
отказ от госпитализации

 

 

Отказ от госпитализации (скорая медицинская помощь) недееспособного пациента

Я________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

являюсь представителем (родителем, опекуном, попечителем)_________ ____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество) согласно моей воле получил от медицинского работника всю интересующую меня информацию о состоянии лица, интересы которого я представляю. Я отказываюсь от предложенной госпитализации в стационар. Мне разъяснены и понятны возможные осложнения и последствия отказа.

________________________________                                           __________________

Ф.И.О. представителя пациента                                                                     (подпись)

дата, время

________________________________                                           __________________

Ф.И.О., должность медицинского работника,                                               (подпись)
предоставившего информацию и получившего
отказ от госпитализации

 

Глава 6

Особенности правового регулирования обязательного лечения больных туберкулезом, представляющих опасность для окружающих

Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека в интересах здоровья других лиц (ст. 55). Конкретизируя это положение Основного Закона, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (часть 1 ст. 33) предписывает: «Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

В Постановлении Правительства РФ от 01.12.04 г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» туберкулез отнесен к группе социально-опасных заболеваний.

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» 1993 г., регламентирующий права граждан при оказании им медицинской помощи, наряду со статьей 32, предусматривающей информированное добровольное согласие гражданина как необходимое предварительное условие медицинского вмешательства, включает в себя также статью 33, в которой указывается: «…Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения».

Однако при работе с контингентом лиц, больных туберкулезом, в первую очередь следует руководствоваться статьей 34 данного ФЗ, которая предусматривает возможность оказания медицинской помощи без согласия гражданина ввиду того, что его заболевание представляет опасность для окружающих. Так, для установления диспансерного наблюдения за больным без согласия последнего закон предусматривает необходимость решения комиссии врачей-специалистов, а при наличии санкции суда может осуществляться недобровольная или принудительная госпитализация больного.

Таким образом, можно констатировать, что существующая законодательная база в принципе решила проблему возможности недобровольного обследования и лечения, в том числе больных туберкулезом, опасных в эпидемиологическом отношении. Однако практическая реализация законодательно закрепленных прав и обязанностей противотуберкулезной службы в отношении этих больных крайне затруднена. До настоящего времени отсутствует регламентация порядка недобровольной транспортировки больных в ЛПУ, не определена возможность применения к ним мер физического воздействия и привлечения сотрудников правоохранительных органов, нет ясности в отношении временного интервала, в течение которого может осуществляться нахождение госпитализированного в недобровольном порядке пациента в стационаре без санкции суда.

Федеральный закон № 77-ФЗ от 18.06.01 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» содержит принципиальное разрешение на госпитализацию без согласия пациента (часть 2, статья 10): «Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения…». Однако в Законе не содержится алгоритма действий персонала ЛПУ в столь сложной юридической ситуации. Поэтому в практической работе возможность госпитализации больных туберкулезом без их согласия крайне ограничена.

В качестве одного из вариантов выхода из столь неоднозначной правовой коллизии предлагалось использовать механизм недобровольной госпитализации, регламентированный ФЗ «О психиатрической помощи в РФ и гарантиях прав граждан при ее оказании». Однако попытки решения вопроса таким образом на уровне субъектов РФ не получили законодательной поддер­жки.

Необходимо отметить такой важный и прогрессивный компонент Федерального закона № 77-ФЗ от 18.06.01 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», как вменение в обязанность пациентам противотуберкулезного стационара выполнения назначений врача, соблюдения лечебно-охранительного режима и правил поведения в общественных местах. Однако какой-либо ответственности для больных, нарушающих указанные правила, законодательно не предусмотрено. В результате на практике оказывается, что как качество лечения, так и эпидемиологическая обстановка зависят исключительно от способности врача-фтизиатра убедить больного в необходимости тех или иных лечебно-профилактических мероприятий и от способности пациента к восприятию и выполнению предъявляемых к нему требований.

В рамках действующего законодательства существуют две возможные схемы процедуры обязательной госпитализации больных туберкулезом (рис. 3).

3-1
Рис. 3. Организация обязательной госпитализации больных туберкулезом

В современных условиях наиболее эффективен вариант организации обязательной госпитализации, регламентированный ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, при котором инициатором судебного процесса является прокурор, выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данная схема имеет целый ряд преимуществ перед вариантом, предлагаемым ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», поскольку обеспечивает оптимальное взаимодействие медицинской организации и службы судебных приставов, силами и средствами которой организуется привод больного в суд и исполнение судебного решения.

Крайняя озабоченность проблемой распространения туберкулеза и необходимостью принятия в связи с этим более эффективных мер, защищающих здоровое население, привела в ряде стран Ближнего Зарубежья к ужесточению порядка госпитализации лиц, представляющих эпидемиологическую опасность для окружающих.

Эти меры, в частности, уже нашли свое отражение в законе Республики Казахстан «О принудительном лечении граждан, больных заразной формой туберкулеза». В соответствии с данным нормативным актом в случае уклонения гражданина, состоящего на учете по поводу заболевания туберкулезом, от медицинского обследования он подвергается приводу на специальном медицинском автотранспорте для принудительного обследования. Транспортировку осуществляют сотрудники органов внутренних дел при участии работника здравоохранения. В случае отказа от лечения, назначенного врачом, больной заразной формой туберкулеза подлежит принудительному лечению. Решение о принудительном лечении граждан, больных заразной формой туберкулеза и уклоняющихся от лечения, принимается судом по представлению органов здравоохранения. Материалы о направлении на принудительное лечение рассматриваются судом в пятидневный срок со дня их поступления. Гражданин, направляемый на принудительное лечение, и представитель организации здравоохранения, внесшей представление о направлении на принудительное лечение, участвуют в судебном заседании. Исполнение решения суда возлагается на судебных исполнителей территориальных органов юстиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15