Содержание

Необходимо передать систему терминов, применяемых при изучении предмета. Основными из них являются «телемедицина», «дистанционное образование», «медицинская информатика», «электронное здравоохранение», «телеконсультация», «видеолекция». Другие термины: информационно-телекоммуникационные технологии, дистанционная диагностика, внегоспитальный мониторинг, видеосеминар, дистанционный учебный курс, электронные услуги здравоохранения, телемедицинские центры, кабинеты, пункты, комплексы, телемедицинские системы.

Согласно действующим редакциям официальных документов:

Телемедицина — метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию с использованием информационно-коммуникационных технологий там, где расстояние является критическим фактором (ВОЗ, 1997).

Телемедицина — это использование информационных и телекоммуникационных технологий в здравоохранении, в частности в обеспечении медицинской помощью на расстоянии.

Телемедицинские технологии — методы дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе современных информационно-телекоммуникационных технологий (приказ Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 г., № 344/76).

Телемедицинские услуги — предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг с применением телемедицинских технологий, а также собственно деятельность по организации телемедицинских услуг.

Телемедицинские консультации — телемедицинские услуги по диагностике или лечению заболевания пациента, оказываемые консультируемому медицинскому работнику находящимися на расстоянии медицинскими работниками-консультантами.

Телемедицинский мониторинг — услуги по дистанционному наблюдению медицинского работника за показателями, характеризующими состояние здоровья пациента.

Электронное здравоохранение — использование информационно-коммуникационных технологий как в данном конкретном месте, так и на расстоянии (ВОЗ, 2005).

Электронное здравоохранение — экономически эффективная и надежная форма использования информационно-коммуникационных технологий в интересах здравоохранения и связанных с ним областей, включая службы медико-санитарной помощи, медицинского надзора, медицинской литературы, медицинского образования, знаний и научных исследований в области здравоохранения (Меморандум стран СНГ, 2008).

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.).

Электронное обучение (ЭО) — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Электронная информационно-образовательная среда — термин, включающий электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Необходимо подчеркнуть современные границы терминов, их взаимосвязь, разъяснить наиболее сложные положения.

Занятие 2. История мировой и российской телемедицины

В начале занятия проводится текущее тестирование (примеры вопросов см. в приложении 3).

В ходе занятия предлагается студентам осветить основные этапы и направления, ранее представленные в лекции. Важно добиться понимания, что использование технологий связи для оказания медицинской помощи и её организации возникло как стремление к удовлетворению потребности в защите здоровья. Показать на примерах связь развития телемедицины с уровнем коммуникационных и информационных технологий (телефон, радио, телевидение). Подчеркнуть исключительную роль Интернета в развитии телемедицины. Показать тенденции развития мировой телемедицины — от первых экспериментов до космической телемедицины, проектов для сельских территорий, домашней ТМ.

Первые попытки использования каналов связи (телефонных, радио) для дистанционного оказания медицинской помощи (передача ЭКГ по телефону, радиоконсультации моряков и т.д.) в начале ХХ века. Дистанционная электрокардиография. Радиоконсультации.

Телемедицинские проекты 60–80-х годов. Роль космической медицины в становлении телемедицины. Развитие информационных сетей. Компьютеризация здравоохранения. Зарубежные проекты в области телемедицины (НАСА, клиника Майо, проект «Баренц-регионы»). Обзор ведущих телемедицинских проектов и программ. Телемедицинские проекты стран Европы, США, Японии, развивающихся стран. Военная телемедицина в США. Телемедицина стран СНГ и Балтии. Путём опроса описать модели зарубежных телемедицинских систем на примерах США, Норвегии, Германии, Австралии, Канады, развивающихся стран (рис. 2).

Охарактеризовать этапы развития российской телемедицины: экспериментальный, федеральных проектов, региональных систем.

I этап. Начало ХХ века – 1979 г. Период накопления первичной информации о телекоммуникационных технологиях в здравоохранении.

Использование радио, телеграфа, телефона, телевидения в медицинских целях для решения организационных задач, телеконсультаций. Космическая биорадиотелеметрия. Проект «ЭКГ по телефону». Портативные медицинские регистраторы.

II этап. 1980–1994 гг. Период экспериментального использования компьютерных и сетевых технологий.

Автоматизированные диагностические опросники. Российско-американские экспериментальные проекты по телеконсультациям при чрезвычайных ситуациях. Разработка микропроцессорной медицинской аппаратуры. Совершенствование средств космической медицины. Применение Интернета и электронной почты в медицине. Проект «Баренц-регионы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18