Содержание
При комбинированном типе консультации сочетаются оба ранее рассмотренных вида консультирования: предварительно пересылается текстовая и визуальная информация о больном, а второй этап происходит в режиме видеоконференции.
Проблемы стандартизации и совместимости в телемедицине.
Стандарт обмена медицинскими данными в электронном виде HL7 (Health Level 7).
Стандарт DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine — цифровые изображения и обмен ими в медицине).
Стандарты видеоконференций Международного союза электросвязи (ITU). Серия стандартов видеоконференций Н.320 (Н.323, Н.324).
Условия качественной подготовки ЭИБ и проведения телеконсультации.
Участие медицинского и инженерно-технического персонала, этапы подготовки телеконсультации. Отличия в подготовке, проведении и документировании отсроченной, синхронной и комбинированной телеконсультаций.
Занятие 9. Оказание образовательных, управленческих, научных и других электронных услуг
Подготовка материалов для видеолекции. Презентация. Редактор MS PowerPoint. Организационные, методические и технические аспекты проведения видеолекции. Демонстрационная видеолекция. Учебный видеокурс (табл. 3).
Таблица 3
Алгоритм подготовки и проведения учебного видеокурса
№ | Мероприятие | Форма обмена информацией |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
1 | Согласование учебной программы курса | Обмен письмами по электронной почте |
2 | Заключение договора (соглашения) | Пересылка по электронной почте |
3 | Издание приказов о проведении курса, включение его в расписание | Рассылка приказа по электронной почте |
4 | Согласование перечня специфических с точки зрения телемедицины мероприятий и режимов работы, графика учебных часов | Переписка по электронной почте |
5 | Согласование используемого оборудования, протоколов связи | Переписка по электронной почте |
6 | Комплектация группы обучаемых | – |
7 | Обсуждение мероприятий, проводимых в режиме интерактивного общения (демонстраций, зачётов, экзаменов) | Проведение телеконсультаций – доклад клинических случаев |
8 | Контакты с провайдерами в целях обеспечения оптимального режима связи | Тестирование характеристик канала связи, их оптимизация |
9 | Подготовка, установка и проверка оборудования, тестовые сеансы видеосвязи | Сеансы видеосвязи |
РАБОЧИЙ ЭТАП | ||
10 | Включение аппаратуры, тестирование связи | Технические мероприятия |
11 | Обеспечение отдельных демонстрационных мероприятий (операций, телеконсультаций) | Совместная работа с преподавателями курса |
12 | Выключение аппаратуры, проверка помещений | Технические мероприятия |
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП | ||
13 | Проведение видеозачёта (видеоэкзамена) | Технические мероприятия |
14 | Документальное оформление курса | Ведомости, удостоверения |
При проведении занятия важно подчеркнуть отличия терминов «телемедицина» как комплекса методов дистанционного оказания консультативной медицинской помощи и «электронное здравоохранение» как более широкого понятия, объединяющего практически все существующие и перспективные формы использования информационно-телекоммуникационных технологий для нужд здравоохранения, включая образовательные, управленческие, надзорные, организационные, научные и иные задачи.
Особенное внимание следует уделить вопросам дистанционного образования как бурно развивающейся сферы, регулируемой Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
В электронном обучении применяются дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Необходимо рассмотреть вопросы организации дистанционных учебных курсов, научных видеоконференций, административных видеосовещаний, обучить студентов приёмам создания презентаций для видеолекций.