Содержание
Для тестирования базовых знаний используются несколько вариантов тестовых заданий, включающих по 10 тестов. В отличие от последующих тестирований, преобладают задания типа «выбрать правильный вариант (либо несколько) из нескольких представленных».
Текущее тестирование проводится на большинстве занятий (кроме тех, на которых предусмотрен рубежный контроль и итоговое тестирование). Форма тестирования: 10 тестов с вариантами ответов «выберите один или несколько правильных вариантов из предложенных», «установите соответствие», «определите правильную последовательность».
Примеры тестовых заданий приведены в приложении 3.
Рубежный контроль по завершении разделов курса целесообразно осуществлять в интерактивных формах (деловые игры, имитация телеконсультаций, видеоконференций), позволяющих комплексно оценить способность студентов самостоятельно применить полученные знания и навыки на практике.
Рубежный контроль проводится, как минимум, дважды.
А. В виде учебной научной видеоконференции, где студенты демонстрируют подготовленные рефераты в виде электронных презентаций видеолекций. Это позволяет подвести итог теоретической части тем 1–6 (история ТМ и ЭЗ, терминология, нормативная база, экономические аспекты, основные направления) и практической части по теме 7 (ИКТ в ТМ и ЭЗ, включая поиск материалов в Интернете) и по теме 9 (образовательные услуги). Отметим, что при синхронном проведении курсов в двух различных вузах лучшие рефераты могут быть прочитаны студентами в форме учебной видеоконференции, в том числе с использованием режимов разделения приложений и разделения данных.
Б. В форме учебной телеконсультации, где студенты участвуют как в качестве врачей, подготовивших её материалы, так и в роли врачей-консультантов. Это позволяет оценить уровень их подготовки по темам 4, 7, 8, 10, 11, 12, относящимся к освоению технологий телеконсультирования, практической подготовке электронных материалов, организации работы телемедицинских центров и комплексов. При реализации программ межвузовского сотрудничества часть историй болезни может быть передана на рецензирование студентам удалённого вуза (и наоборот), что повышает ответственность при их подготовке и ещё более приближает проведение телеконсультации к реальным условиям. При этом можно ощутить себя как в роли лечащего врача, так и в роли врача-консультанта.
Итоговое тестирование включает как вопросы «тестирования на входе» (для изучения динамики), так и более сложные задания, аналогичные предлагаемым при текущем тестировании, но отличается значительно большим числом заданий. Проводится также по вариантам на бумажных носителях или в электронной форме.
Насыщенность контрольной части курса обусловлена тем, что они построены с практическим использованием ИКТ, поэтому помимо основной контрольной функции несут и обучающую, т.е. позволяют совмещать контрольные функции с продолжением обучения студентов. Это особенно важно, поскольку часть студентов могут в последующем участвовать в различных формах дистанционного образования в роли тьюторов. Навыки, полученные в качестве тестируемых, могут использоваться ими при подготовке и проведении курсов уже в качестве преподавателей.
Итоговое зачётное занятие в соответствии с рабочей программой курса проводится в течение двух часов.
Оптимальным является выделение следующих блоков зачёта:
- Теоретический вопрос.
- Вопрос из области практического освоения технологий телемедицины.
- Решение ситуационной задачи (приложение 4).
Зачёт проводится в очной форме, а также дистанционно. В рамках программ межвузовского сотрудничества он может проводиться и по видеоконференц-связи, т.е. с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет привлечь к проведению курса преподавателей из других вузов.
Тем самым достигаются три цели:
- объективная оценка достигнутых результатов качества подготовки;
- стандартизация подходов к конечным результатам в различных вузах;
- практическая демонстрация студентам возможностей дистанционных образовательных технологий, причём в эмоционально насыщенной ситуации, сопутствующей проведению любого зачёта, аттестации, экзамена.
Одной из особенностей видеозачёта является необходимость аудиовизуального контроля за соблюдением условий индивидуального тестирования: общения испытуемого «один на один» с монитором (отсутствие в аудитории третьих лиц во время ответа экзаменуемого, отсутствие подсказок, шпаргалок). Для этого могут быть использованы дополнительные микрофоны, видеокамеры, датчики объёма, применяемые в охранных системах.
Заключение
Достигнутый в настоящее время прогресс в применении электронных (телемедицинских) технологий в здравоохранении позволяют определить ряд перспективных направлений.
Прежде всего они связаны с дальнейшей миниатюризацией компьютерной техники и телемедицинских комплексов, применением нанотехнологий, экспертных, обучающих, справочных систем, расширением фондов электронных библиотек. Государственной программой развития здравоохранения России предусмотрено внедрение систем внегоспитального мониторинга для пациентов. Наращивание федеральных и региональных сервисов Единой государственной информационной системы здравоохранения, облачные технологии, организация системы центров обработки данных создают информационное пространство здравоохранения для управления, образования медицинской науки, организации медицинской помощи. В свою очередь, происходит интеграция электронного здравоохранения в единый континуум электронного государства и международного сообщества.