Содержание
В настоящем издании представлена концепция преподавания электронного здравоохранения, выработанная на основе 20-летнего опыта преподавания телемедицины студентам на факультете фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, внедрения «космических» методов ИКТ в практическое здравоохранение, в различных формах осуществляемого ГНЦ РФ — Институтом медико-биологических проблем РАН, на базе совместных проектов по проведению дистанционных курсов обучения врачей в Нижегородской области с участием регионального телемедицинского центра на базе ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко».
В 2002 г. в Нижегородской государственной медицинской академии был разработан и принят 18-часовой курс «Основы телемедицины», который в течение 10 лет читался для студентов Нижегородской медицинской академии, врачей региона, среднего медицинского персонала. Его фрагменты использовались в заочных школах по телемедицине для врачей Нижегородской области, Башкортостана, Удмуртской Республики, а также для студентов московских вузов.
Преподавание основ электронного здравоохранения, телемедицины имеет ряд особенностей, что обусловлено междисциплинарностью используемых технологий, а также широкими возможностями применения телемедицинских методов для решения самых различных вопросов медицинской деятельности, для реализации задач в любой из существующих медицинских специальностей, профессиональном образовании и повышении квалификации, управлении и медицинской науке.
В 2002 г. было издано методическое пособие «Телемедицина как учебная дисциплина» (В.М. Леванов, В.А. Логинов, О.И. Орлов).
С тех пор существенно изменилась нормативная база, регламентирующая применение ИКТ в здравоохранении. Понятие «телемедицина» стало частью более общего термина «электронное здравоохранение», принятого Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. В России получило законодательное обоснование и практическое развитие дистанционное образование, в том числе в здравоохранении. Развивается Единая государственная информационная система здравоохранения.
В предлагаемом учебном пособии к элективному курсу «Основы телемедицины и электронного здравоохранения» авторы постарались сохранить преемственность с предыдущими изданиями, однако оно существенно переработано и расширено с учётом прогресса, достигнутого в информатизации здравоохранения за последние 10 лет, а также перспективных направлений, определённых Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации на 2013–2020 гг., и документов Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пособие построено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Предназначено для преподавателей государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования, ведущих подготовку по специальности 060101 «Лечебное дело» (квалификация: специалист, специальное звание: врач) при обучении на элективном курсе «Основы телемедицины и электронного здравоохранения». Может представлять интерес и для более широкой студенческой, педагогической и врачебной аудитории.
Место курса в структуре основной образовательной программы
Курс «Основы телемедицины и электронного здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин (С.3) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».
Требования к входным знаниям, компетенциям и умениям для изучения дисциплины: теоретические знания, умения и практические навыки по математике, физике, информатике в объеме, предусмотренном программой общего среднего образования, по медицинской информатике и пропедевтике внутренних болезней в объёме рабочих программ соответствующих дисциплин высшего профессионального образования.
Данная дисциплина является предшествующей для освоения следующих гуманитарных и социальных дисциплин: философия, история медицины, биоэтика, психология, педагогика, правоведение – и следующих профессиональных дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика, гигиена, профильные клинические дисциплины.
Цели, задачи и требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
ОК-7 — способность и готовность использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
Обучающиеся должны:
знать:
- нормативноправовые основы телемедицинской деятельности;
- основы организации работы телемедицинских центров, показатели их деятельности;
- принципы оценки медицинской, социальной и экономической эффективности телемедицинской деятельности;
уметь:
- провести организационные мероприятия по подготовке и проведению телемедицинских мероприятий;
владеть:
- методами подготовки и проведения телеконсультаций;
- методами проведения дистанционной диагностики.
ОК-8 — способность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Обучающиеся должны:
знать:
- основные принципы защиты медицинской информации;
- основы деонтологии при проведении телеконсультаций;
- законодательство в сфере сохранения врачебной тайны;
уметь:
- определить показания к проведению телемедицинской консультации, дистанционного исследования и других видов электронных медицинских услуг;
владеть:
- методами подготовки и проведения дистанционных образовательных, управленческих, научных мероприятий.