Содержание
Проведение учебной видеоконференции по защите рефератов.
Занятие 12. Организация работы телемедицинских центров
Нормативные, рабочие, учётные и отчётные документы телемедицинских центров.
Организационно-правовые формы организации телемедицинских центров. Варианты организации телемедицинского центра как матричной структуры или функционального подразделения учреждения здравоохранения. Основные преимущества матричных структур.
Внешняя и внутренняя среда телемедицинского центра как организации.
Виды деятельности: клиническая, образовательная, организационно-методическая, учебная, информационно-коммуникационная, научно-исследовательская, финансово-экономическая.
Функциональные обязанности сотрудников: руководителя, врача-технолога, врачей-консультантов, инженера, оператора ЭВМ, WEB-дизайнера; распределение обязанностей в центрах.
Документы центра: Устав или Положение о центре, должностные инструкции персонала центра, рабочие журналы, их формы и содержание.
Организация работы центра: планирование, координация, контроль и коррекция деятельности в соответствии с основными (уставными) целями и текущими задачами. Виды телемедицинских центров и кабинетов, входящих в региональную телемедицинскую систему:
- 1-й тип, региональный ТМЦ — региональная медицинская организация;
- 2-й тип, специализированный ТМЦ — специализированное ЛПУ;
- 3-й тип, ТМ-кабинет с ВКС — ЦРБ или межрайонный центр;
- 4-й тип, ТМ-кабинет без ВКС — ЦРБ или участковая больница.
Регламент взаимодействия при оказании электронных услуг. Алгоритмы подготовки и проведения основных телемедицинских мероприятий. Учёт работы телемедицинского центра.
Проведение учебной телеконсультации.
Эта часть занятия проводится в форме деловой игры. Студенты делятся на две группы: первая — лечащие врачи, вторая — врачи-консультанты. Они располагаются в различных аудиториях. Материалы подготовленных перед этим историй болезни пересылаются по электронной почте с одного компьютера на другой. После ознакомления начинается сеанс видеоконференц-связи, на котором студенты обмениваются вопросами. Формируется заключение. Важно осуществить документирование консультации при помощи видеокамеры, диктофона, составления стенограммы и внесения записей в рабочий журнал.
Соблюдение конфиденциальности медицинской информации.
Ответственность за результаты консультации и последствия медицинских мероприятий, предпринятых в соответствии с полученными рекомендациями.
Обеспечение и контроль качества электронных историй болезни, медицинских видеоконференций, заключений консультантов.
Стандартизация электронных историй болезни.
ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения». Настоящий стандарт, введённый в действие с 01.01.2008 г., устанавливает общие положения для разработки требований к организации создания, сопровождения и использования информационных систем типа «электронная история болезни» при оказании медицинской помощи.
Факторы, определяющие качество телемедицинских мероприятий:
- квалификация врача, готовящего выписку из истории болезни, степень его участия в лечении больного;
- его способность изложить историю болезни последовательно, чётко, логично, подобрать визуальные материалы, сформулировать вопросы к консультанту;
- соблюдение стандартов обследования и лечения больного на этапе подготовки консультации;
- исходное качество визуальных материалов (рентгенограмм, ЭКГ);
- выбор способа, аппаратуры и программного обеспечения для преобразования визуального материала в электронную форму, в том числе с учётом оптимального объёма получаемой на выходе информации;
- проверка качества электронных визуальных материалов.
Итоговое занятие
Итоговое тестирование. Зачет (или видеозачёт) по вопросам. Круглый стол с обсуждением итогов курса.
Итоговое занятие выполняет не только контрольную, но и обучающую функцию — освоение методики видеозачёта и видеоэкзамена. Она обсуждается в первой части занятия, независимо от формы проведения зачёта. Это особенно актуально при подготовке будущих преподавателей дистанционного образования — тьюторов.
Одной из особенностей видеозачёта является необходимость аудиовизуального контроля за соблюдением условий индивидуального тестирования: общения испытуемого «один на один» с монитором (отсутствие в аудитории третьих лиц во время ответа экзаменуемого, отсутствие подсказок, шпаргалок). Для этого могут быть использованы дополнительные микрофоны, видеокамеры, датчики объёма, применяемые в охранных системах.
В целом в видеозачёте могут быть использованы как формы устных ответов на вопросы, изложенные в билетах и транслируемые по видеоконференц-связи, так и метод компьютерного тестирования с оценкой ответов удалённым преподавателем. Кроме того, возможно применение методики отсроченной оценки знаний — при этом по электронной почте студенты заранее высылают рефераты, курсовые работы.
На итоговом занятии применяется тестирование, включающее задания четырёх типов: «выберите один правильный вариант из нескольких предложенных», «выберите несколько правильных вариантов из предложенных», «установите соответствие», «определите правильную последовательность».
Итоговое тестирование включает как вопросы «тестирования на входе» (для изучения динамики), так и более сложные задания, отличается значительно большим числом заданий (до 100). Проводится также по вариантам на бумажных носителях или в электронной форме.