Содержание

Об издании

 

Коллектив авторов: В.М. Леванов, О.И. Орлов, В.А. Логинов, О.В. Переведенцев, Д.В. Сергеев

Рецензенты: зав. кафедрой патологической анатомии НижГМА, д.м.н. проф. А.А. Артифексова; зав. кафедрой медицинской информатики Московского гос. медицинского стоматологического университета, к.м.н. доцент П.Л. Салманов

Вопросы преподавания телемедицины и электронного здравоохранения: учебно-методическое пособие / под общ. ред. проф. И.А. Камаева. — Н. Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2014. — .

В пособии представлены основные цели, задачи, программа преподавания элективного учебного курса «Основы телемедицины и электронного здравоохранения». Дан обзор исторических этапов развития телемедицины, моделей телемедицинских систем в различных странах мира. Освещены этапы российской телемедицины, концепции и программы развития технологий электронного здравоохранения. Изложены методические особенности преподавания курса. Рассмотрены технологические, организационные, нормативные, экономические аспекты деятельности в области телемедицины и дистанционного образования, виды информационных систем, применяемых в здравоохранении.

Пособие подготовлено специалистами, принимавшими непосредственное участие в разработке и проведении учебных курсов по медицинской информатике, телемедицине, электронному здравоохранению, в телемедицинских и телеобразовательных проектах, в том числе выполненных совместно в рамках программ долговременного сотрудничества.

Курс относится к циклу профессиональных дисциплин (С.3) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для преподавателей государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования, ведущих подготовку студентов по специальности: 060101 «Лечебное дело» (квалификация: специалист, специальное звание: врач).

Введение

Информационно-телекоммуникационные (электронные, телемедицинские) технологии находят всё более широкое применение в практическом здравоохранении. Наблюдается экспоненциальный рост числа телемедицинских центров, кабинетов, федеральных и региональных проектов в области применения информационных технологий удалённого доступа. Расширяется спектр электронных услуг здравоохранения, охватывающих как клиническую медицину, организацию консультативной медицинской помощи, так и вопросы электронного обучения медицинских работников, управления системой, службами и учреждениями здравоохранения, медицинской науки.

Все острее встает проблема подготовки медицинских работников, профессионально занимающихся телемедициной, дистанционным образованием, повседневно использующих информационно-телекоммуникационные технологии на своём рабочем месте. Уже стали реальностью электронная предварительная запись пациентов, ведение электронных карт пациентов, электронное обучение, организация видеосовещаний и коллегий, научных видеоконференций, электронный документооборот, использование профессиональных ресурсов Интернета, электронных фондов библиотек. Единая государственная информационная система здравоохранения постоянно обогащается новыми элементами и сервисами.

Для того чтобы выпускники медицинских вузов могли профессионально использовать все возможности ИКТ, они должны получить знания, навыки, умения и опыт их применения на студенческой скамье, за учебным или домашним компьютером, ноутбуком, смартфоном, планшетом. Развитие российской телемедицины не может происходить без внесения дополнений в систему подготовки студентов медицинских вузов, последипломного образования врачей, руководителей учреждений и органов здравоохранения.

Другой причиной необходимости преподавания телемедицины является универсальность ее технологий, которые могут эффективно применяться в профессиональной деятельности и повышении квалификации специалистов в различных сферах здравоохранения.

Внедрение телемедицинских технологий поставило на повестку дня целый ряд вопросов правового, организационного, методологического, экономического, технологического, этического, психологического характера. Они также должны найти отражение в системе высшего и среднего медицинского образования. Авторы полагают, что само преподавание основ телемедицины и электронного здравоохранения должно демонстрировать возможности использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, в том числе прошедших апробацию во время медицинского обеспечения космических полетов, а также основанных на имеющейся практике использования компьютерной техники в медицинских организациях.

При преподавании телемедицины должны учитываться два принципа:
а) преемственность с другими дисциплинами учебной программы, прежде всего с медицинской информатикой, медицинской физикой, клиническими дисциплинами, пропедевтикой внутренних болезней, создающих базовый уровень знаний и навыков для овладения телемедицинскими технологиями; б) интеграция телемедицины в методологию преподавания других предметов благодаря применению технологий дистанционного обучения, использованию ресурсов Интернета, компьютерных средств преподавания в ходе изучения клинических дисциплин.

Телемедицина, как и электронное здравоохранение в целом, является уникальной дисциплиной. Строго говоря, она не может претендовать на определение её как новой медицинской специальности, в отличие, например, от эндовидеохирургии или диабетологии, так как представляет собой лишь новый метод передачи медицинской информации. В то же время телемедицина несёт в себе столь уникальный набор медицинских, компьютерных и телекоммуникационных технологий, что использование её методов требует от всех участников телемедицинской деятельности обладания специфическими знаниями и навыками. Без них применение телемедицины практически невозможно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18