Содержание

В части занятий могут применяться дистанционные образовательные технологии — видеолекции, видеосеминары, обсуждение рефератов и электронных историй болезни, видеозачёт.

Для успешного освоения программы курса должна быть сформирована материально-техническая и учебно-методическая база, включающая оборудование, программное обеспечение, учебно-методическое обеспечение.

Оборудование:

  • автоматизированные телемедицинские рабочие места на базе современных мультимедийных компьютеров, имеющих выход в глобальные и локальные сети, используемые как имитаторы удалённых телемедицинских центров для обмена информацией, в том числе учебных видеоконференций;
  • планшетный сканер со слайд-модулем;
  • две видеокамеры;
  • цифровой фотоаппарат;
  • мультимедийный проектор;
  • документ-камера.

Программное обеспечение:

  • операционная среда Windows или аналог, пакет программ Office или аналог (современные версии);
  • интернет-браузер, электронная почта, программы для проведения видеоконференций, интерактивного общения в сетях;
  • графические и фоторедакторы, программа создания электронных презентаций (современная версия);
  • набор электронных форм для оформления телеконсультаций.

Учебно-методическое обеспечение:

  • учебно-методические пособия по телемедицине;
  • лекции и демонстрационные материалы на электронных носителях;
  • учебный архив электронных историй болезни;
  • учебный архив медицинских материалов (диагностических исследований) для освоения навыков оцифровки изображений);
  • методические разработки для проведения лекций и семинаров;
  • электронные презентации занятий и лекций;
  • список тем рефератов (приложение 1), вопросы к зачёту (приложение 5).

Комплект оборудования, программного обеспечения, аппаратуры может быть модифицирован в соответствии с потребностями и особенностями планируемой деятельности студентов.

Лекционная часть может быть проведена в любой аудитории, оборудованной компьютером и мультимедийным проектором, самостоятельные занятия могут проходить в интернет-классе или с использованием личных средств компьютерной техники.

На одном из практических занятий оптимально предусмотреть посещение действующего телемедицинского центра, а также подразделений (клинических отделений и диагностических служб) одного из медицинских учреждений, имеющих цифровое медицинское оборудование, PACS-систему — источник и хранилище медицинской информации для телеконсультаций (системы дистанционного анализа электрокардиограмм, ультразвуковые сканеры, рентгеновские аппараты, компьютерные томографы, лабораторные анализаторы, эндоскопическая техника и т.д.).

Основное содержание программы курса

Программа подготовки студентов по телемедицине и электронному здравоохранению может быть представлена как модульная, пластичная конструкция, содержащая несколько блоков. Их соотношение, объём и содержание может изменяться или дополняться в зависимости от целей курса.

Принципиально программа курса должна содержать следующие блоки (рис. 1):

1. Теоретические аспекты телемедицины.
2. Практическая подготовка по работе на компьютере с применяемыми в телемедицине и дистанционном образовании программами и приложениями.
3. Освоение аппаратуры ввода-вывода и обработки медицинской информации.
4. Обучение методикам представления электронных историй болезни и оформления заключений по ним, документированию телеконсультаций.
5. Освоение методик проведения отсроченных и синхронных телеконсультаций, дистанционных образовательных мероприятий и научных видеоконференций.
6. Изучение принципов организации работы телемедицинских центров.

Принципиальным считается достижение нескольких практических результатов, уровень освоения которых выявляется на практических занятиях и в контрольной части курса: подготовка материалов для телеконсультации; организация и проведение комбинированной телеконсультации; освоение навыков подготовки видеолекции в форме электронной презентации; техническое сопровождение видеомероприятия, использование ресурсов электронной научной библиотеки, поиск профессиональных ресурсов в Интернете.

Курс может быть дополнен вариативной частью, формируемой сообразно пожеланиям студентов и имеющей целью конкретизировать содержание основных блоков в соответствии с профессиональными интересами.

Рис. 1. Блок-модульная инфраструктура-схема курса

Таблица 1

Темы лекций и практических занятий по разделам

Тема лекции Темы практических занятий Часов Дидактических единиц
1 Предмет телемедицины и электронного здравоохранения Организационные вопросы курса. Обсуждение эволюции и особенностей основных терминов: «телемедицина», «медицинская информатика», «электронное здравоохранение». Терминологическое пространство телемедицины и дистанционного образования как предмета изучения. Информационно-телекоммуникационные технологии. Дистанционная диагностика. Внегоспитальный мониторинг. Телеконсультация. Видеолекция. Видеосеминар. Дистанционный учебный курс. Электронные услуги здравоохранения. Телемедицинские центры, кабинеты, пункты, комплексы. Телемедицинские системы

Контроль: анкетирование, тестирование базовых знаний
3 1
2 История мировой и российской телемедицины. Основные этапы и направления Ранние попытки использования технологий связи для оказания медицинской помощи. Связь развития телемедицины с уровнем коммуникационных и информационных технологий – телефон, радио, ТВ. Роль Интернета в развитии телемедицины. Мировая телемедицина: эксперименты, космическая и военная телемедицина, проекты для сельских территорий. Модели телемедицины США, Норвегии, Германии, Австралии, Канады, развивающихся стран. Этапы развития российской телемедицины: экспериментальный, федеральных проектов, региональных систем. Региональные телемедицинские системы. Перспективы телемедицины

Контроль: текущее тестирование
3 1
3 Роль информатизации и электронных услуг в стратегии модернизации здравоохранения Задачи и направления информатизации в программах модернизации и развития здравоохранения. Концепция развития телемедицинских технологий в России. Единая государственная система информатизации здравоохранения. Методические документы Минздрава РФ

Контроль: текущее тестирование
2 1
4 Виды электронных медицинских услуг Виды электронных услуг здравоохранения. Изучение регламентов и порядка проведения телеконсультаций, видеолекций, научных видеоконференций, административных видеосовещаний, дистанционных учебных курсов. Комплекс оборудования телемедицинских центров. Освоение методик сканирования и фотографирования медицинских диагностических исследований. Цифровые фото- и видеокамеры, сканеры, документ-камеры. Примеры телеконсультаций и видеолекций

Контроль: опрос
2 1
5 Нормативная база использования информационно-телекоммуникационных методов в здравоохранении Нормативная база информатизации в федеральных законах в области здравоохранения. Законодательство в области информатизации и телекоммуникаций. Защита персональных данных. Ведомственные приказы в области телемедицины и дистанционного образования. Региональные программы развития телемедицины. Локальные нормативные акты, регламентирующие работу телемедицинских центров, центров дистанционного образования

Контроль: текущее тестирование
4 1
6 Медико-социальные и экономические аспекты телемедицины и электронного здравоохранения Понятия медицинской, социальной, экономической эффективности в телемедицине. Себестоимость электронных услуг. Метод альтернативных затрат. Затраты–полезность. Затраты–результативность. Методы оценки эффективности телемедицинской деятельности. Экономический эффект от внедрения телемедицинских и телеобразовательных методов. Методика расчётов результатов и затрат

Контроль: решение ситуационных задач
4 1
7 Типовые телекоммуникационные технологии. Медицинские ресурсы Интернета Поисковые системы Интернета. Методы и приёмы поиска информационных ресурсов (на примерах подготовки рефератов). Освоение технологий видеоконференц-связи. Освоение приёмов работы на комплексе видеоконференц-связи

Контроль: передача по электронной почте материалов реферата
4 1
8 Подготовка и проведение телемедицинских консультаций Подготовка материалов для учебной телемедицинской консультации. Форма электронной выписки из карты пациента. Форма заключения консультанта. Примеры проведения телеконсультаций. Подготовка заключения консультанта. Методы документирования телеконсультаций

Контроль: текущее тестирование
6 1
9 Оказание образовательных, управленческих, научных и других электронных услуг Подготовка материалов для видеолекции. Презентация. Редактор PowerPoint. Организационные, методические и технические аспекты проведения видеолекции. Демонстрационная видеолекция

Контроль: опрос
4 1
10 Медицинские информационные системы. Специализированные телемедицинские комплексы: PACS, РИС, ЛИС, телеЭКГ, телемониторинг биофизиологических данных Работа с медицинским архивом изображений. Понятие о медицинской информационной системе (МИС). Ознакомление с программами защиты медицинской информации. Извлечение необходимых диагностических исследований для их клинического анализа. Ознакомление с работой комплекса дистанционной ЭКГ. Понятие о PACS- и ЛИС-системах. Учебный фильм о консультативном центре

Контроль: текущее тестирование
4 1
11 Мобильные телемедицинские комплексы и средства персональной телемедицины, консультативные центры Понятие мобильного телемедицинского комплекса (МТМК). Задачи. Области применения. Технологическая основа. Ургентная телемедицина. Профилактическая телемедицина. Домашняя (персональная) телемедицина. Консультативные центры. Просмотр учебного видеофильма об МТМК

Контроль: проведение учебной видеоконференции по защите рефератов
4 1
12 Организация работы телемедицинских центров и кабинетов Нормативные, рабочие, учётные и отчётные документы телемедицинских центров. Регламент взаимодействия при оказании электронных услуг. Алгоритмы подготовки и проведения основных телемедицинских мероприятий. Учёт работы телемедицинского центра
Контроль: проведение учебных телеконсультаций
6 1
Итоговое занятиеТестирование. Проведение зачёта Особенности методики проведения видеозачёта и видеоэкзамена
Контроль: анкетирование по итогам курса, тестовые задания, зачёт (или видеозачёт), круглый стол с обсуждением итогов курса
2  
Всего   48 12

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18