Содержание
В части занятий могут применяться дистанционные образовательные технологии — видеолекции, видеосеминары, обсуждение рефератов и электронных историй болезни, видеозачёт.
Для успешного освоения программы курса должна быть сформирована материально-техническая и учебно-методическая база, включающая оборудование, программное обеспечение, учебно-методическое обеспечение.
Оборудование:
- автоматизированные телемедицинские рабочие места на базе современных мультимедийных компьютеров, имеющих выход в глобальные и локальные сети, используемые как имитаторы удалённых телемедицинских центров для обмена информацией, в том числе учебных видеоконференций;
- планшетный сканер со слайд-модулем;
- две видеокамеры;
- цифровой фотоаппарат;
- мультимедийный проектор;
- документ-камера.
Программное обеспечение:
- операционная среда Windows или аналог, пакет программ Office или аналог (современные версии);
- интернет-браузер, электронная почта, программы для проведения видеоконференций, интерактивного общения в сетях;
- графические и фоторедакторы, программа создания электронных презентаций (современная версия);
- набор электронных форм для оформления телеконсультаций.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебно-методические пособия по телемедицине;
- лекции и демонстрационные материалы на электронных носителях;
- учебный архив электронных историй болезни;
- учебный архив медицинских материалов (диагностических исследований) для освоения навыков оцифровки изображений);
- методические разработки для проведения лекций и семинаров;
- электронные презентации занятий и лекций;
- список тем рефератов (приложение 1), вопросы к зачёту (приложение 5).
Комплект оборудования, программного обеспечения, аппаратуры может быть модифицирован в соответствии с потребностями и особенностями планируемой деятельности студентов.
Лекционная часть может быть проведена в любой аудитории, оборудованной компьютером и мультимедийным проектором, самостоятельные занятия могут проходить в интернет-классе или с использованием личных средств компьютерной техники.
На одном из практических занятий оптимально предусмотреть посещение действующего телемедицинского центра, а также подразделений (клинических отделений и диагностических служб) одного из медицинских учреждений, имеющих цифровое медицинское оборудование, PACS-систему — источник и хранилище медицинской информации для телеконсультаций (системы дистанционного анализа электрокардиограмм, ультразвуковые сканеры, рентгеновские аппараты, компьютерные томографы, лабораторные анализаторы, эндоскопическая техника и т.д.).
Основное содержание программы курса
Программа подготовки студентов по телемедицине и электронному здравоохранению может быть представлена как модульная, пластичная конструкция, содержащая несколько блоков. Их соотношение, объём и содержание может изменяться или дополняться в зависимости от целей курса.
Принципиально программа курса должна содержать следующие блоки (рис. 1):
1. Теоретические аспекты телемедицины.
2. Практическая подготовка по работе на компьютере с применяемыми в телемедицине и дистанционном образовании программами и приложениями.
3. Освоение аппаратуры ввода-вывода и обработки медицинской информации.
4. Обучение методикам представления электронных историй болезни и оформления заключений по ним, документированию телеконсультаций.
5. Освоение методик проведения отсроченных и синхронных телеконсультаций, дистанционных образовательных мероприятий и научных видеоконференций.
6. Изучение принципов организации работы телемедицинских центров.
Принципиальным считается достижение нескольких практических результатов, уровень освоения которых выявляется на практических занятиях и в контрольной части курса: подготовка материалов для телеконсультации; организация и проведение комбинированной телеконсультации; освоение навыков подготовки видеолекции в форме электронной презентации; техническое сопровождение видеомероприятия, использование ресурсов электронной научной библиотеки, поиск профессиональных ресурсов в Интернете.
Курс может быть дополнен вариативной частью, формируемой сообразно пожеланиям студентов и имеющей целью конкретизировать содержание основных блоков в соответствии с профессиональными интересами.
Рис. 1. Блок-модульная инфраструктура-схема курса
Таблица 1