У больного М. отмечалось практически полное отсутствие речи, на все вопросы он отвечал словом-«эмболом» «да» либо молчал. Инструкции выполнял, понимание устной речи сохранено.

На первом этапе реабилитации были предприняты методы растормаживания речи, которые включали автоматизированные речевые ряды и метод пиктограмм (слова «Я», «Хорошо», «Хочу», «Пить», «Есть» и др., фразы с ними). Целью реабилитации было обучение пациента элементарным фразам, необходимым для повседневной жизни. Занятия проводились каждый день, в одно и то же время. В результате больной мог ответить на вопрос о своем самочувствии, обратиться с просьбой к родственникам: «Я хочу пить», «Я хочу есть». В ходе обучения наблюдались стойкие персеверации (больной застревал на предыдущем слове), однако к концу обучения они стали возникать значительно реже. К последнему занятию отмечалась большая заинтересованность больного в занятиях, повышенный фон настроения.

Речь больного Г. была отрывистая, односложная, с пропусками вспомогательных слов, фразовая речь практически отсутствовала. Наблюдались персеверации, стереотипность ответов, трудности произношения сложных по звуковой структуре слов, при этом сохранялось понимание устной и письменной речи, инструкции пациент выполнял, на вопросы отвечал правильно. Также были выявлены нарушения памяти и внимания: отмечались трудности концентрации больного на задании, сложности выполнения задания при изменении условий, повышенная отвлекаемость, многократное повторение прежних ошибок, больной не мог вспомнить три названных слова после нескольких повторений; отмечалось нарушение понимания длинных текстов при сохранном понимании коротких фраз и предложений. Кроме того, у больного были аффективные расстройства, проявляющиеся психомоторной заторможенностью, пассивностью и эмоциональной лабильностью, снижением мотивации к деятельности.

При реабилитации также были предприняты методы растормаживания речи, которые включали автоматизированные речевые ряды, пословицы, пение, а также чтение рассказов и стихов наизусть. Целью реабилитации данного больного стало восстановление фразовой речи (построение предложений из двух-трех слов при разговоре), устранение персевераций. Занятия проводились каждый день, в одно и то же время. В результате у больного был увеличен активный словарный запас, пациент при разговоре стал строить более сложные и развернутые предложения, меньше ошибался в автоматизированных рядах и пословицах, читал стихи наизусть с подсказками. Однако к концу занятий у пациента сохранились периодические персеверации и повторные, ранее скорректированные ошибки.

Наиболее хороший результат у первого больного показал метод пиктограмм, у второго — рифмованные упражнения (пение и чтение стихов).

Выводы. Поставленные цели были полностью выполнены у первого больного и частично — у второго. Меньший успех у второго больного, по всей видимости, связан с наличием мнестических и аффективных нарушений, что всегда ухудшает прогноз реабилитации.

 

Н.Ф. Ашурова

Исследование вегетативной нервной системы детей с врожденными пороками сердца

Руководитель работы М.А. Нурмухамедова, доцент кафедры неврологии, детской неврологии и медицинской генетики, к.м.н.

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

 

У детей врожденные пороки сердца (ВПС) нередко сопровождаются гемодинамическими изменениями, которые приводят к дисциркуляторным нарушениям головного мозга. Недостаточность кровообращения при сердечной патологии отражается, прежде всего, на мозге — органе с высоким уровнем обменных процессов, наиболее чувствительном к недостатку кислорода, и приводит к многообразным мозговым осложнениям, которые в значительной степени влияют на течение и исход заболевания.

Цель исследования — изучить особенности вегетативной нервной системы у детей с ВПС.

Материалы и методы. По поводу ВПС под нашим наблюдением находились 12 детей (5 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 1 года до 14 лет. У 41,7% больных диагностирован дефект межжелудочковой перегородки (5 детей), у 25,0% — межпредсердной (3 ребенка), у 16,7% — открытый артериальный проток (2 ребенка), у 16,7% — тетрада Фалло (2 ребенка). У 50% детей заболевание впервые установлено при рождении, у 25,0% — в дошкольном возрасте, у 16,7% — в школьном. В 8,3% наблюдений порок выявлен случайно при обращении по поводу других жалоб.

У всех детей исследовалось состояние вегетативной сферы: вегетативный тонус по таблице Гийома—Вейна, характеризующий активность симпатического и парасимпатического отделов, вегетативная реактивность на основании пробы Даньини—Ашнера, вегетативное обеспечение деятельности с помощью ортоклиностатической пробы. В качестве контроля взяты данные, полученные при аналогичном обследовании 13 практически здоровых детей.

Результаты. У каждого ребенка с ВПС отмечалось в среднем по 7 жалоб. Так, боли в области сердца встречались у 66,7% больных, головные боли — у 50%, утомляемость — у 58,3%, одышка при незначительной нагрузке — у 58,3%, вялость и общая слабость — у 50%. Большинство жалоб предъявляли дети с «синими» пороками (66,7%).

У 41,7% больных при осмотре отмечались бледность кожных покровов, акроцианоз. У 2 обследованных был обнаружен сердечный горб, у 1 — килевидная грудная клетка. В ряде случаев наблюдался выраженный венозный подкожный рисунок на грудной клетке и животе. У 50% детей определялась усиленная пульсация крупных сосудов разной локализации, в зависимости от типа ВПС. У 58,3% больных регистрировался усиленный верхушечный толчок, смещавшийся влево и вниз. Патологическое смещение верхушечного толчка объяснялось гипертрофией или дилатацией камер сердца.

У детей с дефектом межжелудочковой и межпредсердной перегородки при пальпации выявлялось систолическое дрожание во втором межреберье слева от грудины. У 41,7% больных отмечалась синусовая аритмия, у 25% — синусовая тахикардия. В 58,3% наблюдений (особенно при наличии дефекта межжелудочковой перегородки) определялось пониженное артериальное давление, у 8,3% (при коарктации аорты) — повышенное.

У 75% детей диагностированы выраженные клинические проявления вегетативных дисфункций: вегетативная эйтония (25%), ваготония (8,3%), симпатикотония (58,3%). Адекватная вегетативная реактивность определена у 41,7% больных. Среди дезадаптивных вариантов вегетативной реактивности преобладает гиперсимпатикотонический (58,3%). У практически здоровых детей превалирует нормотонический тип. Полученные данные свидетельствуют о значительном снижении адаптационных резервов вегетативной нервной системы у детей с ВПС.

Выводы. Изменение функционального состояния вегетативной нервной системы свидетельствует о значительном снижении ее адаптационных резервов у детей с ВПС.

 

Н.C. Аъзамова

Дисциркуляторная энцефалопатия на фоне артериальной гипертензии с кризовым течением

Руководитель работы Х.Н. Максудова, доцент кафедры неврологии, детской неврологии и медицинской генетики, к.м.н.

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

 

Цереброваскулярные заболевания, связанные с АГ (артериальной гипертензией), занимают ведущее место среди причин смерти и первое место среди причин инвалидности. Особую актуальность приобретает изучение особенностей дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭ) у больных с кризовым течением АГ и разработка дифференциально-диагностических критериев для распознавания ее различных форм.

Цель исследования: изучить клинико-неврологические и нейровизуализационные особенности ДЭ на фоне АГ с кризовым течением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13