[contents h2]

Л.О. Алиева, В.П. Щукина

Зависимость уровня невротических расстройств и типов акцентуации характера студентов Пермского государственного медицинского университета им. Е.А. Вагнера

Руководитель работы Н.С. Сединина, д.м.н.

Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера

 

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что у 20–50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между типами акцентуации характера и уровнем невротического состояния у студентов 4-го курса лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера.

Материалы и методы. Проведено тестирование 30 студентов 4-го курса лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера. Тип акцентуации личности определяли с помощью характерологического опросника Леонгарда. Наличие невротических расстройств устанавливали с помощью методики экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса. Статистическую достоверность результатов оценивали с помощью критерия корреляции Спирмена.

Результаты. Выделены наиболее выраженные акцентуации характера — гипертимность и циклотимность (по 15,39%). Все остальные типы акцентуации проявлялись у студентов лечебного факультета в меньшей степени. Так же в ходе экспресс-диагностики невроза выявлено 16,67% студентов с выраженными невротическими расстройствами; у остальных студентов, которые прошли тестирование, невроза нет.

При изучении взаимосвязи между типами акцентуации характера и уровнем невротического состояния студентов получены статистически достоверные результаты (ρнаблкрит, ρ<0,05) в отношении таких акцентуаций, как педантичность (коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0,387), неуравновешенность (р=0,410) и дистимность (р=0,365). Причем установлена прямая связь между сравниваемыми признаками, т.е. чем более выражены педантичность, неуравновешенность и дистимность у исследуемой группы студентов, тем выше риск развития неврологических расстройств.

Среди студентов с высоким уровнем невротических расстройств (16,67%) педантичность выражена в умеренной (у 40%) и малой степени (у 60%). У 60% в данной группе отмечен умеренный уровень неуравновешенности, у 20% — значительный уровень неуравновешенности, и у оставшихся 20% — малый уровень. Что касается дистимности, то она встречается у 20% студентов с невротическими расстройствами, у остальных студентов — одинаково в малой и умеренной степени (по 40%).

Выводы. Среди всех типов акцентуаций характера наиболее часто встречаются гипертимность и циклотимность (по 15,39%). Такие типы акцентуаций, как педантичность, неуравновешенность и дистимность, в их наибольшей степени выраженности при определенных ситуациях могут привести к развитию невротического состояния студентов.

 

Ю.В. Андреева

Динамика изменения ответственности и ее связи с другими личностными качествами на этапах профессионализации врача

Руководитель работы О.Н. Солодчук, доцент кафедры факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней ЯГМУ, к.м.н.

Ярославский государственный медицинский университет

 

Существует несколько определений ответственности, но наиболее классическим является следующее. Ответственность, по мнению К.К. Платонова, является способностью личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам (1981).

Степень развития личностной организации и психологическое содержание “Я” являются основными факторами формирования моральной ответственности в условиях профессиональной подготовки врача. Решения, принимаемые врачом, отличаются особой ответственностью, поэтому важность ее формирования возрастает.

В отечественной психологии ответственность рассматривается как одно из составляющих личностных автономий, в основе которого лежит механизм самодетерминации: стремление к успеху, просчет возможных неблагоприятных исходов, готовность к риску и способность к принятию нестандартных решений, т.е. креативность. Работа врача порой требует принятия нестандартных решений, поэтому мы предполагаем, что такое личностное качество, как креативность, также влияет на уровень ответственности специалиста.

Цель исследования: изучение зависимости ответственности от личностных качеств в процессе профессионализации врача у студентов 1–6-х курсов педиатрического факультета, а также у врачей-педиатров и преподавателей педиатрии Ярославского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. В исследовании использованы методики: мотивация на достижение успеха и избегание неудач (Эллерс), готовность к риску (Шуберт), личностная ответственность (Прядеин) и методика диагностики вербальной С. Медника и невербальной креативности Торренса в адаптации А.Н. Воронина.

Выборка составила 240 человек: по 30 студентов с 1-го по 6-й курс педиатрического факультета ЯГМУ, 30 преподавателей и 30 работающих врачей.

Результаты. На первом курсе готовность к риску отрицательно коррелирует с динамической аэргичностью (r=–0,36, p<0,05) и положительно — с вербальной креативностью (r=0,31, p<0,05). Кроме того, динамическая аэргичность положительно коррелирует с избеганием неудач (r=0,40, p<0,05) и отрицательно — с мотивацией на успех (r=–0,29, p<0,05).

У студентов второго курса наблюдается положительная корреляция между социоцентрической мотивацией и эмоциональной стеничностью (r=0,59, p<0,05), в то же время эмоциональная стеничность взаимосвязана с когнитивной осведомленностью (r=0,36, p<0,05).

Для третьего курса характера связь готовности к риску с экстернальным локусом контроля (r=0,68, p<0,05).

На четвертом курсе выявлена положительная корреляция между мотивацией на успех и субъектной результативностью (r=0,37, p<0,05) и отрицательные связи невербальной креативности с компонентом преодоления трудностей (r=–0,33, p<0,05) и когнитивной осмысленностью (r=–0,57, p<0,05).

На пятом курсе характер этой связи меняется: когнитивная осмысленность положительно связана с невербальной креативностью (r=0,32, p<0,05). Кроме того, появляются такие важные связи, как мотивация на успех с предметной результативностью (r=0,56, p<0,05), субъектной результативностью (r=0,73, p<0,05) и интернальным локусом контроля (r=0,37, p<0,05).

К 6-му курсу большинство личностных качеств направлены на потребности общества, при этом складывается система ответственного поведения. Так же можно говорить об обоснованности предпринимаемого риска.

У преподавателей невербальная креативность отрицательно связана с компонентом преодоления трудностей (r=–0,37, p<0,05) и экстернальным локусом контроля (r=–0,58, p<0,05), а также выявлены положительные корелляции мотивации на избегание неудач с социоцентрической мотивацией (r=0,38, p<0,05) и субъектной результативностью (r=0,38, p<0,05).

В то же время готовность к риску у врачей тесно взаимосвязана с социальной результативностью (r=0,33, p<0,05) и отрицательно коррелирует с экстернальным локусом контроля (r=–0,37, p<0,05), т.е. риск направлен в первую очередь на помощь больному и ответственность за этот риск врач берет на себя.

Выводы. Профессионализация врача представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, имеющий особенности каждого из этапов.

 

А.К. Доценко

Динамика заболеваемости населения опухолями головного мозга вследствие нервных потрясений из-за проведения боевых действий на Донбассе

Руководитель работы А.В. Ващенко, ассистент кафедры нейрохирургии, к.м.н.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13