Л.К. Элларян, Е.С. Аношина

Влияние гигиены полости рта на состояние тканей пародонта у призывников

Руководитель работы Л.К. Элларян, ассистент кафедры пропедевтической стоматологии, к.м.н.

Нижегородская государственная медицинская академия

 

Несмотря на активную работу СМИ, посвященную гигиене полости рта, и наличие на современном рынке самых разнообразных гигиенических средств и предметов по уходу за полостью рта, состояние гигиены у подавляющего большинства остается на низком уровне. Проблема охраны здоровья подростков особенно важна для военных учреждений, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны. Ухудшение состояния здоровья полости рта подростков отражается на количественно-качественной характеристике общего здоровья призывных контингентов [Образцов А.В., 2006].

Цель исследования — изучить влияние гигиены полости рта на состояние тканей пародонта у призывников.

Материалы и методы. Исследование проводилось на кафедре пропедевтической стоматологии и на базе стоматологического отделения 432-го военного клинического госпиталя г. Нижнего Новгорода. Обследовали юношей 18–22 лет, в количестве 20 человек. Уровень гигиенических навыков определяли путем анкетирования. Кроме того, оценивался уровень гигиены с помощью индекса по Грин-Вермильону, состояние тканей пародонта — по индексу РМА. Всем призывникам была выполнена профессиональная гигиена полости рта и проведены уроки гигиены.

Результаты. В 60% случаев наблюдался плохой уровень гигиены полости рта, в 34% — удовлетворительный и лишь в 6% — хороший. По результатам исследования респонденты поделены на две группы:

  • группа А — осуществляющие индивидуальную гигиену полости рта (20%);
  • группа В — не осуществляющие (80%).

У пациентов из группы А ИГРУ равен 0,75±0,01 балла, PMA 10±0,05%, у пациентов группы В ИГРУ 2,6±0,05 балла, PMA 55±0,05%. После выполнения профессиональной гигиены полости рта, спустя 2 недели, пациенты группы В осмотрены повторно — отмечена следующая индексная оценка: ИГРУ 0,85±0,01 балла, PMA 15±0,05%.

Выводы. Проведение профессиональной гигиены полости и регулярная индивидуальная гигиена достоверно улучшают стоматологическое здоровье призывников.

 

Р.И. Галкина, Е.В. Яклашкина

Профилактика стоматологических заболеваний у лиц с умственной отсталостью

Руководитель работы А.В. Лосев, к.м.н.

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия

 

На территории Российской Федерации исследований стоматологического статуса лиц с умственной отсталостью до настоящего времени крайне недостаточно. В связи с этим актуальным является изучение распространённости и интенсивности основных стоматологических заболеваний, оценка эффективности существующей стоматологической помощи, что может послужить основанием для разработки профилактических программ для лиц со сниженным интеллектом.

Цель исследования: изучить степень усвоения стандартной программы первичной профилактики у детей с умственной отсталостью, в отличие от детей с нормальным умственным развитием.

Материалы и методы. Изучили распространенность, интенсивность кариеса зубов у школьников с нарушением развития интеллекта и здоровых детей (по 20 детей 12–14 лет в каждой группе). Оценили гигиеническое состояние полости рта у детей с помощью индекса Грина-Вермиллиона (Green, Vermillion, 1964) и индекса эффективности гигиены (Podshadley, Haby, 1968). В обеих группах проводили уроки здоровья, обучали детей правильной методике чистки зубов. Спустя 3 месяца после первого осмотра проверили стоматологический статус и определили уровень остаточных знаний по основным гигиеническим навыкам с помощью теста.

Результаты. Распространенность кариеса у умственно отсталых детей составила 90%, а у здоровых детей — 85%, интенсивность кариеса — 3,8 и 2,95 соответственно. Уровень гигиены полости рта умственно отсталых детей: индекс Грина-Вермиллиона 2,4; индекс эффективности гигиены 2; у здоровых — 0,9 и 1,2 соответственно.

Через 3 месяца у умственно отсталых детей уровень гигиены приблизился к удовлетворительным цифрам: индекс Грина-Вермиллиона 2,0; индекс эффективности гигиены 1,6 (у здоровых детей индекс Грина-Вермиллиона 0, 7; индекс эффективности гигиены 1). Уровень остаточных знаний по навыкам гигиенического ухода за полостью рта у умственно отсталых детей по данным теста составил 75%, в группе сравнения — 98,75%.

Выводы. Распространенность и интенсивность кариеса зубов среди школьников с нарушением развития интеллекта выше, чем у здоровых. Спустя 3 месяца уровень гигиены полости рта детей с нарушением развития интеллекта изменился и показатели стали близки к удовлетворительным.

Показатели остаточных знаний позволяют сделать вывод, что дети с умственной отсталостью запомнили большую часть информации, которая была представлена на уроке гигиены 3 месяца назад. Но все же они не смогли правильно ответить на вопросы, связанные с мануальными навыками. Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего привития навыков самостоятельного ухода за полостью рта детям с патологией умственного развития. Требуется разработка и внедрение эффективных профилактических мер, которые могли бы улучшить стоматологическое здоровье пациентов этой категории.

 

С.А. Спиридонова, П.В. Голдобина

Проявления герпетической инфекции на фоне проведения обезболивания в полости рта

Руководитель работы О.А. Успенская, зав. кафедрой терапевтической стоматологии, д.м.н., доцент

Нижегородская государственная медицинская академия

 

Герпес — самая распространенная вирусная инфекция человека, длительно существующая в организме, преимущественно в латентной форме. К 15-летнему возрасту серопозитивны примерно 83% населения, а в возрасте 30 лет и старше — свыше 90%. По данным ВОЗ, заболевания, передаваемые вирусом простого герпеса, занимают второе место (15,8%) после гриппа (35,8%) как причина смерти от вирусных инфекций.

Активность клинических проявлений герпеса напрямую связана с состоянием иммунной системы, у пациентов всегда находят те или иные проявления иммунодефицита. Это позволяет рассматривать герпетическую инфекцию как болезнь иммунной системы.

Иммуносупрессирующее действие анестезии впервые стали изучать в начале ΧΧ века, когда появились сообщения о повышении чувствительности к инфекции после применения анестезии у экспериментальных животных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20