Л.С. Абдурашитова, Э.Э. Мамедиева
Отношение подростков к проблеме суицида
Руководитель работы И.А. Сухарева, к.м.н., доцент
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Медицинская академия имени С.А. Георгиевского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия
Суицид — это самодеструктивное поведение человека, направленное на желание лишить себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Подростки имеют психические особенности, связанные с переходным периодом развития, что становится причиной острого реагирования на различные проблемы.
Цель работы: определить отношение подростков к проблеме суицида и пути профилактики.
Материалы и методы. Путем анкетирования было опрошено 200 студентов в возрасте 16–18 лет, обучающихся в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Данные обработаны с использованием прикладного пакета Miсrosoft Excel 2010. Различия считались статистически достоверными при определении вероятности 95% (р<0,05).
Результаты исследования. Среди опрошенных юноши составили 35,5%, девушки — 64,5%. На вопрос о том, знакомы ли они с проблемой суицида, утвердительно ответили 163 человека (81,5%); немного осведомлены об этой проблеме 34 человека (17%), никогда не слышали только трое (1,5%). Большинство респондентов (67%) считают суицид психическим заболеванием, 15,5% — последствием политических, экономических и социальных кризисов, 11% — естественным выбором, 10% выразили другое мнение.
Считают, что распространение информации о фактах самоубийства в средствах массовой информации отрицательно воздействует на масштаб этой проблемы среди молодежи, 143 подростка (71,5%), а по мнению 149 человек (74,5%), на формирование суицидальных наклонностей влияет обстановка в семье. Среди причин, которые могут натолкнуть на самоубийство, респонденты указали: 64,5% — душевная травма, 54,5% — проблемы в семье, 50% — неудачная любовь, 56% — депрессия, 31% — смерть близких, 14,5% — философские и религиозные взгляды.
Из всех опрошенных 132 человека (66%) никогда не думали о самоубийстве. Иногда мысли об этом появлялись у 68 человек (34%). С трудными жизненными ситуациями участники анкетирования справляются по-разному: большая часть — благодаря общению с родителями (38,5%) и друзьями (54,5%); одиночество помогает 22,5%, алкоголь — 8%, к врачам обращаются немногие, лишь 6,5%. По мнению респондентов, одним из основных методов борьбы с суицидом является проведение санитарно-просветительской работы в учебных заведениях (56%). За бесплатной помощью к психологу готовы обратиться 43% опрошенных; центрам психологической помощи отдали предпочтение 49,5%; проведение антипропаганды в СМИ считают необходимым 33% респондентов, к религиозному воспитанию подростков склоняются 16,5%.
Выводы. 1/4 часть подростков не осведомлена о проблеме суицида. Большинство (88%) не считает возможным обращение за помощью к медицинским работникам и в фонд поддержки детей и подростков. Это свидетельствует о низком уровне санитарно-просветительской работы. Целесообразно применение мер по профилактике суицидальных попыток, которые заключаются в информировании подростков о последствиях суицида, создании центров бесплатной и квалифицированной психологической помощи, проведении бесед с родителями, преподавателями. Правильное преподнесение информации в СМИ существенно влияет на формирование отношения подростков к проблеме суицида.
К.А. Ачкасова, Е.Ю. Ашина
Характер питания современных школьников
Руководитель работы Е.А. Олюшина, к.м.н., ассистент кафедры гигиены
Нижегородская государственная медицинская академия
Нарушения питания представляют собой актуальную проблему современного здравоохранения. Научными исследованиями установлено, что до 80% всех заболеваний так или иначе связаны с питанием, а 41% заболеваний — с основными детерминантами питания.
Отклонения в пищевом статусе широко распространены среди детей и подростков. В России ожирение выявляется у 5,0% детей, проживающих в сельской местности, и у 8,5% детей — в городской. За последние 20 лет доля детей и подростков с избыточной массой тела выросла практически вдвое. Однако в отдельных регионах учащихся с дефицитом массы тела 13—14%. В связи с этим изучение характера питания детского населения является актуальным и перспективным направлением научных исследований и важным этапом первичной профилактики и оздоровления.
Цель работы — изучение характера питания школьников всех возрастных групп.
Материалы и методы. Изучение характера питания школьников проводилось с использованием авторской анкеты, составленной А.С. Поляшовой, содержащей 45 вопросов, касающихся режима питания и пищевого поведения учащихся. Было проанализировано 1929 анкет. Для унификации гигиенической оценки питания всю совокупность ответов по каждому вопросу разделили на 4 группы по соответствию характеристик питания гигиеническим требованиям: «5» — при соответствии гигиеническому нормативу, «4» — при частичном соответствии, «3» — при значительном несоответствии, «2» — при полном несоответствии гигиеническим требованиям. Затем был использован метод интегральных индексов с расчетом рейтинговой оценки.
Результаты исследования. Формирование морфологических особенностей организма происходит на основе генетически детерминированной программы развития под влиянием социальных, средовых и биологических факторов, действующих с начального периода онтогенеза. Многие из них могут действовать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме ребенка и способствовать отклонениям в состоянии питания школьников.
Ведущим среди этих факторов является характер питания ребенка. Используя методику расчета рейтинговой оценки, оптимальный режим питания выявили лишь у 27,7% учащихся. Для большинства школьников характерен режим питания, лишь частично соответствующий гигиеническим рекомендациям. Установили, что с возрастом увеличивается количество детей, отличающихся нерациональной организацией режима дня и, в частности, режима питания.
Выявили высокий уровень осведомленности учеников и их родителей (90,5 и 99,4% соответственно) в вопросах здорового питания. Отметили уменьшение кратности приемов пищи от младших к старшим школьникам, увеличение интервала между приемами пищи. Установлена недостаточная обеспеченность детей горячими школьными завтраками: только 84,8% младших школьников и лишь 47,8% подростков ежедневно получают горячее питание. Анализ режима питания с учетом времени начала занятий показал, что оптимальный режим питания чаще складывается у детей, обучающихся в первую смену с началом занятий в 8.30.
Качественный состав рациона не соответствовал гигиеническим рекомендациям у 91,7% учащихся за счет снижения употребления мяса и мясных продуктов. 20,6–25,4% детей не употребляют молоко, сыр, кисломолочные напитки, творог или получают данные продукты крайне редко. Большинство школьников (71,4–78,0%) ежедневно принимают в пищу кондитерские изделия и колбасы (58,3%). От младших к старшим школьникам увеличивалась частота употребления кофейных и газированных напитков, продуктов fastfood и полуфабрикатов.