Н.Д. Мисюкевич

Синдром характерологической некрофилии в философии и медицине

Руководитель работы С.А. Бехтерева, к.с.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

 

Некрофилию в характерологическом смысле можно определить как страстное влечение ко всему мертвому, больному [Фромм Э., 1994].

Цель работы — продемонстрировать влияние синдрома характерологической некрофилии на течение болезни у пациентов различного профиля.

Материалы и методы. Работа основывается на исследованиях, проводимых в 2014 г. на базе Златоустовских городских больниц методом анкетирования (4 группы по 24 респондента — пациенты с кардиологическими, неврологическими, травматологическими заболеваниями и люди, находящиеся вне стационара). Для анализа синдрома нами использована анкета, разработанная Э. Фроммом и М. Маккоби.

Результаты исследования. Синдром характерологической некрофилии технотронного характера повышен у больных травматологического профиля по сравнению с контрольной группой (37,5% против 16,7%). Синдром характерологической некрофилии садистского характера у больных кардиологического профиля составил 8,3%, у пациентов травматологического профиля — 16,7%, у людей с неврологическими заболеваниями этот показатель не отличался от контрольной группы. Синдром характерологической некрофилии гуманистического характера повышен у больных неврологического профиля по сравнению с контрольной группой (41,6%).

Яркая выраженность биофильных тенденций встречается редко. Однако у пациентов с кардиологическими заболеваниями этот показатель повышен (25%). Как и предполагалось в начале исследования, большинство респондентов контрольной группы имеют смешанные тенденции (62,5%). У людей же, находящихся на лечении, этот показатель резко понижен, что дает основание предполагать прямое влияние на изменение состояния здоровья синдрома характерологической некрофилии.

Выводы. Самое большое количество пациентов с синдромом характерологической некрофилии технотронного характера — пациенты травматологического профиля, что вполне объяснимо многими аспектами, включая тот факт, что многими исследователями была отмечена агрессивность этих больных. Среди больных кардиологического профиля больше всего пациентов с выраженными биофильными тенденциями, что подтверждает гипотезу многих исследователей о сильной тяге к жизни этих пациентов. Большинство испытуемых со смешанными некрофильными и биофильными тенденциями оказалось среди респондентов как контрольной группы (62,5%), так и пациентов.

 

В.Н. Шумилова

Экологические аспекты использования противогололедных реагентов

Руководитель работы А.А. Григорьев, д.м.н., профессор кафедры медицины катастроф

Нижегородская государственная медицинская академия

 

С приближением зимнего периода становится необходимым применение на дорогах противогололедных реагентов, которые прямым и косвенным путем оказывают экологическое влияние на окружающую среду и здоровье людей. Каждый год в мире используется огромное количество противогололедных реагентов (ПГР). Вопрос об экологической безопасности применяемых ПГР в настоящее время очень актуален.

Цель работы — оценить экологическое влияние ПГР на окружающую среду и здоровье человека.

Материалы и методы: изучение литературы по использованию ПГР.

Результаты исследования. В качестве реагентов, применяемых для предотвращения образования и разрушения уже образовавшегося льда, широко используются неорганические соли: хлориды натрия, кальция, магния, фосфата калия, натрия, аммония, нитраты, сульфаты, карбонаты щелочноземельных металлов; а также органические соединения: низкомолекулярные спирты, гликоли, глицерин. Самым распространенным антиобледенителем, применяемым практически на всей территории Российской Федерации, является хлористый натрий, или поваренная соль.

Дорожные осадки в результате применения ПГР имеют высокую минерализацию за счет хлоридов кальция и натрия, а также повышенную щелочность, что обусловливает их высокую химическую агрессивность по отношению к асфальту, автопокрышкам и кузовам автомобилей. Они увеличивают коррозионную активность грунтов, способствуя разрушению подземной инфраструктуры города (трубопроводов, кабельных линий, канализационных сетей и т. п.). Абразивность твердого дорожного осадка ПГР ускоряет износ асфальтового покрытия, автопокрышек и обуви.

Попадая в почвы, подпочвенные грунты и подземные воды, дорожные осадки после применения ПГР вызывают существенные изменения химико-минерального состава, структуры и всего комплекса свойств: увеличение засоленности и химической агрессивности, рост агрегированности и фильтрационной способности, увеличение электропроводности, изменение состава и состояния грунтовых микроорганизмов. ПГР обусловливают развитие или активизацию в подземном пространстве города целого ряда негативных инженерно-геологических процессов: суффозии, внутрипластовые размывы, подтопления, снижение несущей способности грунтов, рост подземной электрокоррозии, биокоррозии подземных сооружений и материалов.

За счет влияния загрязненных ПГР дорожных осадков на почвы в зимний период по обочинам дорог формируется устойчивое засоление почв, меняются их химический и элементный состав, структура и свойства, снижается плодородие, уничтожается микрофлора и микрофауна — происходит общая деградация почвенной экосистемы. Увеличение общей засоленности замедляет рост растений (травянистых, кустарниковых и древесных) и приводит к их гибели. Причем от повышенной засоленности одинаково страдают как травянистые, так и древесные растения. У последних нередко начинает развиваться «рак растений» — образование на стволах, ветвях, корнях или листьях опухолевидных утолщений и разрастаний. В природе возбудителями опухолевых наростов у растений в большинстве случаев являются особые грибы и бактерии, но в условиях города их активизация может иметь техногенные причины, связанные с загрязнением почв ПГР.

Попадая на обувь, ПГР приводят к потере начальных характеристик, обувь становится ломкой, увеличивается ее гигроскопичность, теряется водостойкость. Влияние на одежду проявляется повышенным износом, изменением цвета, ломкостью. Воздействие на кожу человека связано с тем, что ПГР или их остатки на дорогах имеют рН до 8,5 (слабощелочная реакция), а рН кожи человека 3,8—5,6 (слабокислая реакция). Вследствие этого контакт кожи человека с остатками ПГР приводит к «щелочному ожогу»: достаточно лишь ненадолго прикоснуться к остаткам ПГР пальцем или ладонью, как через некоторое время появляется сморщивание кожи. Их попадание в организм человека через легкие может вызвать аллергию и удушье.

Заключение. Применение ПГР ведет к ухудшению экологических условий на территории города в зимний период, оказывает отрицательное воздействие на флору, фауну и здоровье населения.

 

Л.А. Цхай

Оценка состояния здоровья населения Узбекистана (на примере уровня смертности)

Руководитель работы Л.П. Максакова, д.э.н.

Республиканский научно-практический центр «Семья», г. Ташкент, Узбекистан

 

Современный уровень смертности во всех возрастах характеризует значение динамики ожидаемой продолжительности жизни. Этот показатель имеет решающее значение при рассмотрении вопросов, связанных с функционированием и реформированием систем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23