Заключение. Выявлено несоответствие характера питания современных школьников санитарно-гигиеническим требованиям. Целесообразна оптимизация качественного и количественного состава рациона и коррекция режима питания учащихся.

 

 

Д.З. Амиржанова, Д.В. Игнатьева

Двигательная активность студентов медицинского вуза

Руководитель работы Н.В. Семенова, к.м.н., старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом ГДП

Омский государственный медицинский университет

 

Здоровый образ жизни неразделимо связан с высокой двигательной активностью человека. В настоящее время на людей влияют многие неблагоприятные факторы внешней среды, большой поток информации, сложные социальные условия, что неизменно приводит к эмоциональному напряжению и снижению двигательной активности. Что касается студентов, то их ограниченная двигательная активность является следствием увеличивающейся напряженной умственной деятельности и нервно-эмоциональных перегрузок. При этом включаются сложные механизмы адаптации организма к комплексу новых факторов, определяющих здоровье и успешность обучения студента.

Цель работы — разработка персонифицированных рекомендаций по повышению уровня двигательной активности на примере студентов III курса медико-профилактического факультета ОмГМА.

Материалы и методы. Объектом исследования стали 30 студентов (20 женщин и 10 мужчин) III курса медико-профилактического факультета. Двигательную активность изучали с помощью социологического и инструментального методов. Социологический метод был представлен листком самонаблюдения, содержащим три блока вопросов о распределении суточного фонда времени на различные виды деятельности (дом, учеба, досуг). Основу инструментального метода составил шагомер для оценки двигательной активности студента в течение дня.

Результаты исследования. Двигательная активность во многом определяется как форма механического взаимодействия организма с окружающей средой и регулирующая их взаимоотношения в направлении создания и сохранения необходимых условий жизни. С помощью листка самонаблюдения проанализированы такие значимые факторы, как занятость студентов учебной работой в вузе, выполнение домашнего задания, время, затраченное на выполнение физических нагрузок и сон. Так же оценили уровень двигательной активности.

Время, затрачиваемое студентами на учебные занятия, составляет в среднем 4 ч в день; на выполнение домашнего задания студенты отводят не более 2 ч в день, что существенно ниже должного и влияет на образовательный процесс. Однако на сон студенты тратят около 7 ч, и это должно благоприятно сказываться на их психоэмоциональном состоянии. Физические нагрузки выполняются опрошенными не более 1 ч в день, что ведет к снижению и нарушению физического здоровья.

При изучении результатов, полученных с помощью шагомеров, отмечена низкая двигательная активность, в среднем 7000 локомоций (шагов) в день, при норме не менее 10000–12000. У мужчин количество локомоций было больше, чем у женщин, и составило 7600 (у женщин — 6500).

Выводы. Сочетание уменьшения мышечной нагрузки с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует ухудшению работоспособности, функциональному старению и увеличению заболеваемости. Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на появлении нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения. Необходимо разработать персонифицированные рекомендации по повышению уровня двигательной активности студентов III курса медико-профилактического факультета с целью профилактики потерь здоровья.

 

А.П. Сайфуллин

Оценка эффективности профилактических мероприятий по борьбе с нарушениями осанки путем динамического анкетирования

Руководитель работы А.В. Леонов, к.м.н., доцент кафедры гигиены НижГМА

Нижегородская государственная медицинская академия

 

Одной из актуальных проблем здоровья детей являются различные нарушения осанки. У школьников основным видом деятельности становится учеба. Вследствие этого возникает дефицит двигательной активности, что является предрасполагающим фактором развития морфофункциональных нарушений и хронических заболеваний костно-мышечной системы. В России нарушения осанки выявлены у 60—80% детей и подростков (Халемский Г.А.), а за последнее десятилетие отмечено значительное ухудшение здоровья и состояния опорно-двигательного аппарата детей и подростков, что связано с реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и образовании (Менхин Ю.В., 2002).

Цель работы — анализ динамического анкетирования школьников по изучению нарушений осанки и эффективности профилактических мероприятий (ПМ).

Материалы и методы. Изучены результаты динамического анкетирования 270 школьников п. Кильмезь Кировской области (125 мальчиков, 145 девочек), которое было проведено до профилактических тренингов и лекций по сохранению здоровой осанки и после них через 1, 6 и 12 месяцев.

Результаты исследования. Первое анкетирование выявило, что учащиеся серьезно нарушают правила работы за компьютером (работают за компьютером более 2 ч/день 81%, редко или совсем не делают перерывы 90% детей). Среди этих школьников наиболее часто выявляются те, кто жалуется на боли в спине. В целом 26% детей имеют жалобы на боли в спине, при этом девочки — в два раза чаще.

Правда, школьники активно занимаются физкультурой, с удовольствием посещают новые спортивные объекты и секции. Но только 49% детей делает зарядку по утрам, чаще это мальчики.

Современные школьники имеют фрагментарные представления о проблеме формирования правильной осанки. На уроках практически не проводят «физкультминутки» и не осуществляют профилактические мероприятия. Таким образом, был выявлен выраженный дефект в пропаганде сохранения правильной осанки у школьников.

Чтобы как-то повлиять на ситуацию, на втором этапе была организована и проведена серия тренингов и лекций по сохранению правильной осанки, которые оказались чрезвычайно востребованными. Мероприятиями охватили школьников с 5-го по 11-й класс. Школьники были разделены на две группы: в 1-й группе проведены тренинги, во 2-й — лекции.

Через месяц обратная связь путем анкетирования показала, что по целому ряду параметров (контроль за своей осанкой, выполнение зарядки и др.) тренинги оказались эффективнее лекций, подтверждая в очередной раз английскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я могу запомнить, позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».

Через 6 месяцев было обнаружено, что учителя стали чаще проводить физкультминутки на уроках (на 10%); увеличилось количество детей (на 13%), которые занимаются физкультурой и спортом; на 4% снизилось количество жалоб на боли в спине.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23