Нижегородская государственная медицинская академия

 

Мониторинг физического здоровья позволяет получить информацию для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья, выявлению причинно-следственных связей качества жизни и факторов окружающей среды. Многолетний мониторинг физического развития детей, подростков и студентов реализуется сотрудниками кафедр с участием студентов академии. Физическое развитие является обязательной информацией в Индивидуальном паспорте здоровья студентов.

Согласно данным литературы, в высших учебных заведениях существенно уменьшается количество здоровых студентов. Ухудшение состояния здоровья студентов в вузах влечет за собой негативные последствия в виде снижения успеваемости, ограничения профессиональной пригодности, нарушения формирования репродуктивного потенциала. Ряд специфических факторов оказывает негативное влияние на физическое здоровье студентов: смена образа жизни из-за изменившегося типа обучения, вредные привычки, стрессовые ситуации, нездоровое питание, гипокинезия. Многолетние изменения морфофункционального статуса студентов можно связать со специфическими факторами обучения на этапе получения разного профессионального образования.

Цель работы — сравнительный анализ морфологических и функциональных показателей студентов медицинской академии и вузов технического профиля.

Материалы и методы. Сформировали четыре возрастно-половые группы студентов медицинской академии (мужчины и женщины двух возрастных групп) и соответственно четыре возрастно-половые группы студентов вузов технического профиля. Провели сравнение морфологических и функциональных показателей физического развития по каждой группе методами параметрической статистики.

Результаты исследования. Выявлены различия по длине и массе тела у студентов-мужчин в возрасте 17–21 года (р<0,05). Индекс массы тела (ИМТ) — в пределах нормального диапазона (р<0,1) у студентов медицинской академии и технических вузов. Артериальное давление, частота сердечных сокращений, мышечная сила рук отличались в группах (р<0,01), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — без существенных различий. Во второй возрастной группе мужчин (22 года и старше) не выявлено существенных различий у студентов медицинского и технических вузов.

У студенток-женщин разных вузов в возрастной группе 17–21 года обнаружены различия по массе тела (р<0,01); показатели длины тела не имели существенных различий. Индекс массы тела у студенток медицинской академии и вузов технического профиля был в пределах нормального диапазона. Артериальное давление, мышечная сила рук были больше у студенток медицинского вуза, показатели жизненной емкости легких и частоты сердечных сокращений также существенно различались. Во второй возрастной группе женщин (22 года и старше) выявлены различия по показателям жизненной емкости легких (р<0,05).

Заключение. Различия показателей физического развития студентов разных вузов являются основанием для разработки нормативов физического развития, необходимых при проведении диспансеризации.

 

Е.В. Кочина

Биологический возраст как индикатор здоровья студентов

Руководитель работы Н.А. Ермакова, старший преподаватель, ассистент

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва

 

Имея социальную потребность в профессиональном здоровье, студенты-медики должны обладать высокими функциональными возможностями организма и психоэмоциональной устойчивостью к будущей трудовой деятельности. При этом необходимо иметь огромный запас знаний в области коррекции биологического возраста человека, обладать практическими умениями по формированию здорового образа жизни и владеть ценностями и технологиями физической культуры, с целью применения в изменении собственного функционального состояния и при работе с будущими пациентами.

На сегодняшний день остается актуальным стремление охарактеризовать состояние организма человека одной величиной. В поисках такой интегральной величины многие исследователи пришли к мысли о том, что в наилучшей мере этой задаче отвечает показатель биологического (функционального) возраста человека (БВ). Соотнесение значений этого возраста с календарным (паспортным) позволяет определить темп старения организма, который зависит как от наследственных особенностей и образа жизни, так и от воздействия на студента всего комплекса факторов окружающей среды.

Очевидно, что научная разработка основных положений концепции БВ позволяет повысить эффективность профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий, профессионального отбора и определения профессиональной пригодности будущих специалистов. Разработка методов применения БВ как интегрального критерия здоровья необходима для комплексной оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье студентов, своевременного определения развития возрастной патологии, правильного построения диагноза профессионального долголетия и своевременного применения профилактических мероприятий.

Цель исследования — оценка биологического возраста у студентов.

Материалы и методы. Проведена комплексная оценка состояния здоровья 360 студентов, которая включает прямые показатели здоровья: артериальное давление, спирометрические показатели, индекс массы тела, пробы на выявление отклонений в нервной системе. Предъявляемые студентами жалобы на самочувствие, условия и образ жизни студентов изучены методом анкетирования. Биологический возраст оценивали по стандартной методике.

Результаты исследования. Биологический возраст и должный биологический возраст находятся в пределах 37–46 лет у мужчин и 28–32 лет у женщин (при среднем возрасте исследуемых 19–22 года) (р<0,05). Достоверных различий биологического возраста межу мужчинами и женщинами не выявлено. Показатели биологического возраста имеют тенденцию к увеличению за рассмотренный период.

Интенсивность старения находится в интервале от 1,5 до 1,7 у женщин и от 1,8 до 2,3 у мужчин (р<0,05). Это свидетельствует о постоянном и довольно напряженном действии факторов риска (в том числе и образа жизни).

Выводы. В процессе обучения в медицинском вузе необходимо обучать студентов знаниям о влиянии на биологический возраст факторов долголетия и факторов риска. Понимание и осознание проблемы изменения модели медицинского образования в связи с биологическим возрастом даст возможность влиять на подготовку студентов-медиков к оказанию профессиональной и эффективной помощи людям на разных этапах жизнедеятельности. Оценка «истинного» биологического возраста человека и направленных влияний на него заставит современных студентов понять, что только от каждого конкретного человека зависит, какой будет его старость: деградацией или активным, интересным, творческим этапом жизни с оптимальным приспособлением к возрастным изменениям.

Для достижения максимальной продолжительности активной жизни без возрастной деградации необходимо как можно раньше начинать профилактические мероприятия и ведение здорового образа жизни, используя специальные средства и методы физической культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23