Основными типами информационных ресурсов можно считать:
- сайты, содержащие официальные документы (приказы, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, основные статистические данные и т.д.) — это сайты Минздрава России (http://www.rosminzdrav.ru/), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (http://www.ffoms.ru/), Росстата (http://www.gks.ru/) и т.д.;
- сайты, содержащие учебные и методические материалы по пульмонологии — в основном, они принадлежат вузам и специализированным научно-исследовательским институтам (например, НИИ пульмонологии ФМБА России — http://nii.pulmonology.ru/);
- электронный научный архив журналов: «Пульмонология» (www.pulmonologu.ru), «Практическая пульмонология» (http://goo.gl/TBWqVO), «Туберкулез и болезни легких» (http://tibl-journal.com) и др. (нужно отметить, что именно этот раздел в настоящее время наиболее структурирован благодаря Научной электронной библиотеке, www.library.ru);
- информация о прошедших и предстоящих научных форумах по пульмонологии, включая сборники тезисов, статей и презентации докладов;
- специализированный сегмент, включающий информацию о препаратах, применяемых при лечении болезней органов дыхания, представленный сайтами фармацевтических компаний.
Информация, адресованная пациентам, более хаотична. В нее входят такие ресурсы:
- популярные материалы по методам лечения, как медикаментозным, так и немедикаментозным. Нужно отметить, что наряду с проверенными источниками (прежде всего, медицинскими и фармацевтическими организациями), этот сегмент Интернета наполнен самыми различными материалами, в том числе рекламного характера, иногда без четкого указания источников;
- школы для пациентов с хроническими заболеваниями болезней органов дыхания (например, бронхиальной астмой);
- интернет-форумы пациентов по вопросам пульмонологии;
- обширные материалы по профилактике заболеваний, факторам риска.
Заключение. Ввиду значительной распространенности заболеваний органов дыхания тематические интернет-ресурсы имеют весьма обширную веблиографию в русскоязычном секторе Интернета, адресованную как медицинским работникам, так и населению. В связи с нарастающим объемом становится актуальной их структуризация и создание каталогов для быстрого поиска в зависимости от вида информационного ресурса и его потенциальных пользователей.
М.И. Грицай
Потенциальные возможности телемедицинских технологий в эпидемиологии
Руководитель работы В.М. Леванов, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, д.м.н.
Нижегородская государственная медицинская академия
Повышение качества медицинских услуг и обеспечение населения современными видами медицинской помощи являются приоритетными задачами в развитии системы здравоохранения России. В выполнении этих задач особая роль принадлежит органам Роспотребнадзора. Среди перспективных механизмов реализации значимая роль принадлежит развитию телемедицинских технологий (ТМТ).
Цель работы — исследование современной нормативной и технологической базы ТМТ применительно к системе Роспотребнадзора, разработка подходов к построению эпидемиологического сегмента региональной телемедицинской сети.
Материалы и методы. Исследованы официальные документы и материалы по российскому и зарубежному опыту применения ТМТ в области эпидемиологии, инфекционных болезней, профилактики заболеваний.
Результаты исследования. Одним из перспективных направлений для реализации задач совершенствования охраны здоровья в соответствии с Государственной программой «Развитие здравоохранения» на 2013—2020 гг. является внедрение и развитие телемедицинских технологий.
В определении «электронного здравоохранения», принятом ВОЗ в 2005 г., и в рамочном законе СНГ «О совместимых телемедицинских системах» (2010) в числе других направлений рассматриваются такие сферы использования ТМТ, как обеспечение медико-санитарной помощи, эпиднадзора, управление и т.д. В Концепции развития ТМТ в России, утвержденной приказом Минздрава РФ и РАМН № 344/76, в функциях телемедицинских центров значилось обеспечение:
- связи с органами управления здравоохранением и органами государственного санэпиднадзора, с ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем здравоохранения;
- информационная поддержка ситуационного управления здравоохранением на основе текущего контроля основных эпидемиолого-экологических данных;
- информационно-коммуникационной поддержки анализа состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия управленческих решений;
- текущего контроля эпидемиологической ситуации и т.д.
В Государственной программе «Развитие здравоохранения» указано, что в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и организации обеспечения санэпидблагополучия населения необходима совокупная деятельность территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора посредством проведения широкого спектра лабораторных исследований, осуществления научно-исследовательских и методических разработок для прогнозирования эпидситуации. Данное направление пока не получило в России должного развития, несмотря на то, что оно обладает значительным медицинским, социальным и экономическим потенциалом.
Было бы целесообразно создать в Нижегородской области специализированный эпидемиологический телемедицинский центр, а также сегмент телемедицинской сети по эпидемиологии и микробиологии. Центр может быть создан на базе одного из ведущих учреждений Роспотребнадзора.
Основными направлениями работы центра могут стать:
- клиническое (дистанционная диагностика, телеконсультации, мониторинг);
- образовательное (видеолекции, видеосеминары, размещение учебно-методической информации на сайтах);
- управленческое (сбор информации об инфекционной заболеваемости, эпидситуации, проведение видеосовещаний, обмен данными с организациями Приволжского федерального округа, распространение официальных документов);
- профилактическое (информация о факторах риска, предупреждении возникновения заболеваний, ориентированная на население);
- организационно-техническое развитие ТМТ (развитие сегмента информационной сети);
- изучение возможностей и реализация перспективных ТМТ применительно к задачам эпидемиологии инфекционных и социально значимых заболеваний, включая разработку специфических аппаратных комплексов для дистанционного мониторинга экологической ситуации.
Заключение. В нормативных документах по развитию электронного здравоохранения сформулированы основные задачи применения ТМТ в области эпидемиологии. Перспективным направлением является создание специализированного телемедицинского центра и сегмента сети, объединяющего организации Роспотребнадзора региона и связанного с аналогичными организациями ПФО и других регионов России.
Ю.А. Виноградова
Дистанционные тренинги в медицинском образовании
Руководитель работы В.М. Леванов, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, д.м.н.
Нижегородская государственная медицинская академия
Переход на концепцию непрерывного медицинского образования, возрастающий объем медицинской информации, успешное освоение профессиональных компетенций, требования к аккредитации повышают необходимость использования эффективных форм освоения профессиональных знаний и навыков. Важной инновацией является внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Особенностью высшего медицинского образования является то, что большинство компетенций подразумевают овладение практическими навыками, что существенно ограничивает дистанционные формы. В то же время в ряду образовательных услуг представляет интерес такая форма, как дистанционный тренинг, пока не получившая достаточного распространения в медицинском образовании. По нашему мнению, эта форма может занять свою нишу в образовательном процессе в силу присущих ей уникальных особенностей.
Цель работы — исследование содержания понятия «тренинг» и анализ его характеристик применительно к медицинскому образованию для эффективного внедрения в практику.
Материалы и методы. С использованием библиографического метода была исследована и проанализирована отечественная и зарубежная методическая литература и вэблиография (более 30 источников), посвященная определениям тренингов, истории их развития и сферам применения, их основным элементам, технологическим и организационным особенностям их проведения.
Результаты исследования. По определению Комиссии по трудовым ресурсам Великобритании, «тренинг — это запланированный процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности».