Содержание

Методическое пособие

Авторы: В.А. Носкова, Т.В. Поздеева, А.В. Петров, Е.В. Колбасина

2010 год

Введение

Для современной медицины актуальна реализация комплекса мероприятий по снижению заболеваемости социально значимыми заболеваниями (туберкулез, артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.), совершенствованию методов их профилактики и ранней диагностики, обеспечению качества лечения и реабилитации.

Факт наличия хронического заболевания, его проявления и представления о нем влияют на жизнь пациента. Адаптация человека к жизни в той или иной степени нарушается — теряются какие-то возможности, появляются новые потребности. В результате снижается качество жизни, человек с хронической патологией перестает выполнять определенные социальные роли, создается общественная нагрузка — на членов его семьи, людей, так или иначе контактирующих с ним.

При хронических заболеваниях большая часть усилий затрачивается на мероприятия по профилактике осложнений и инвалидизации, на обучение больных правилам контроля заболевания. Терапевтическое обучение, т.е. формирование у пациентов навыков саморегуляции применительно к их хроническому заболеванию и адаптации к лечению, рассматривается как базисный компонент лечения больных, наряду с диагностическими процедурами, медикаментозной терапией и другими терапевтическими методами.

ТОП представляет собой организованную работу медицинского персонала по изменению поведения пациента с хроническим заболеванием, направленную на его адаптацию к жизни с болезнью и на улучшение медицинского прогноза лечения заболевания. ТОП способствует изменению представлений пациента о себе и своей болезни так, чтобы он достиг адекватной самооценки — оценки возможностей, понимания, как эти возможности можно использовать, какие для этого существуют ограничения и какие необходимы условия. ТОП помогает понять новые потребности, возникающие в связи с болезнью, и научить пациента способам их удовлетворения. Целью ТОП является формирование у больного новых форм поведения, улучшающих эти параметры.

Включение ТОП в программу лечения позволяет более эффективно использовать все прочие средства лечения. При этом, чем эффективнее средства лечения заболевания, тем больше возрастает потребность в терапевтическом обучении. Предотвращение осложнений, снижение инвалидности и смертности населения, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных с хронической патологией возможно при рациональном использовании ресурсов в здравоохранении, в том числе — трудовых. Большую роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи играют специалисты сестринского дела. Пропаганда медицинских знаний, гигиеническое воспитание населения, обучение пациентов и их семей является одной из функций медицинских сестер, которая в связи с ростом распространенности хронических заболеваний в нашей стране приобретает особый смысл и должна стать частью ежедневной работы сестринского персонала.

Исследование самоконтроля заболевания и качества жизни у детей 7–14 лет с сахарным диабетом

Терапевтическое обучение как медицинская практика впервые возникло в лечении больных с сахарным диабетом 1-го типа. Это можно объяснить особенностями данного заболевания. Выраженная декомпенсация метаболизма приводит к ярким клиническим симптомам, влияющим на жизнь пациентов и даже опасным для них. Эти нарушения эффективно устраняет введение инсулина, но оно также имеет побочные эффекты. Поддержание компенсации диабета, предотвращение его осложнений (как острых, так и поздних) возможно при соблюдении на протяжении всей жизни некоторых правил: техники введения инсулина, диеты, контроля гликемии и т.д. Для этого у пациентов должны быть сформированы все эти навыки.

На сегодняшний день единственным способом предотвратить или отсрочить развитие осложнений СД 1-го типа, снизить темпы инвалидизации пациентов молодого возраста и приблизить качество жизни детей с сахарным диабетом к уровню здоровых сверстников является достижение и поддержание компенсации углеводного обмена. Это возможно лишь у хорошо обученных пациентов. В исследовательских работах наглядно продемонстрировано, что дети из семей, которые осведомлены в различных вопросах сахарного диабета, имеют более высокую компенсацию углеводного обмена, гораздо лучше социально адаптированы, адекватнее воспринимают свое состояние и реже госпитализируются.

Исследователи, занимающиеся обучением пациентов, в последнее время все чаще и чаще подчеркивают, что «самоконтроль больного диабетом маленького мальчика, естественно, будут проводить его родители, но ответственность постепенно должна переходить к ребенку». В этой связи родители и специалисты сталкиваются с дилеммой, когда и как передавать детям ответственность за свое здоровье. Успех обеспечен при постепенном снятии ответственности с родителей и только при условии достаточных знаний и опыта самоконтроля у больных детей и, что особенно важно, при наличии у ребенка желания осуществлять самоконтроль. Такой подход сводит к минимуму риск неадекватного метаболического контроля и, вместе с тем, позволяет избежать напряженных отношений между родителями и детьми. Специалисты приходят к выводу, что обучение детей следует начинать как можно раньше. Тогда ребенок воспринимает свое заболевание как неизбежное неудобство, которое его учат преодолевать и которое при соблюдении режима не мешает жить полноценной жизнью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29