Site icon Читальный зал

Секция №17 IT-технологии в здравоохранении

[contents h2]

М.А. Захарова, Р.А. Пузиков, З.С. Нафеева

Сравнение эффективности внедрения ВМП с профилактической направленностью системы здравоохранения

Руководители работы И.А. Сухарева, доцент, к.м.н., О.С. Третьякова, профессор, д.м.н.

КФУ имени В.И. Вернадского, медицинская академия имени С.И. Георгиевского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия

 

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) — часть специализированной медицинской помощи, которая обеспечивается применением относительно новых, сложных и порой уникальных дорогостоящих методов и технологий лечения, с научно доказанной результативностью и базирующихся на достижениях медицинской науки и смежных отраслей. В России ВМП рассматривается как отдельный вид помощи с отдельным финансированием.

Цель — определить роль ВМП в сохранении здоровья граждан; выявить целесообразность объемов финансирования ВМП из федерального бюджета.

Материалы и методы. Проанализированы отчеты МЗ РФ о внедрении ВМП. Проведено анкетирование 100 человек. Средний возраст опрашиваемых составил 22±2 года. Данные были обработаны с использованием прикладного пакета Miсrosoft Excel 2010. Различия считались статистически достоверными при определении вероятности 95% (р<0,05).

Результаты. Выявлено, что 26% респондентов считают себя здоровыми, 68% — практически здоровыми, 6% — больными. 5% опрошенных получили ВМП.

81% респондентов убеждены, что здоровье в большей мере определяется образом жизни. При этом ведет здоровый образ жизни 60%.

ВМП в 31% случаев была оказана в медицинских учреждениях федерального подчинения и в 69% — в региональных, причем региональные тарифы на оказание ВМП существенно ниже федеральных. ВМП по тем же стандартам можно получить непосредственно на платной основе, а частное медицинское страхование не распространяется на ВМП.

Если до 2015 г. финансирование ВМП осуществлялось за счет бюджета, то с 2015 г. ВМП должна оплачиваться из средств ОМС при сокращенном или вообще отмененном квотировании. Минздрав РФ предложил пока сохранить финансирование инновационных видов ВМП за счет федерального бюджета с квотированием.

Число пациентов, нуждающихся в ВМП, увеличивается каждый год, это больные с запущенными и тяжелыми случаями заболеваний и состояний. Во всем мире стараются не доводить патологию до необходимости дорогостоящего высокотехнологичного лечения, а решать проблемы на уровне ПМСП, через которую должны проходить все 100% пациентов.

Выводы. ВМП охватывает малый сегмент населения. Правильно организованная этапность оказания медицинской помощи позволит предоставлять ВМП именно контингенту, которому она остро необходима. Очевидно, что сэкономленные на сокращении финансирования ВМП средства необходимо вложить в предупреждение и раннее выявление заболеваний.

 

Е.С. Зрячева

Динамика скоростного набора текстов у студентов медицинского колледжа

Руководитель работы Е.Е. Минеева, заведующая Богородским филиалом ГБПОУ НО «НМК»

Богородский филиал ГБПОУ НО «НМК», г. Богородск, Россия

 

Для решения задач, поставленных в подпрограмме «Развитие информатизации в здравоохранении» Государственной программы «Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013—2020 годы», медицинские работники должны четко и без ошибок выполнять работу на компьютере. Этому, в частности, способствует высокая скорость набора текстов.

Цель работы — выявление факторов, способствующих развитию навыков быстрого набора текста.

Материалы и методы. Проанализированы результаты скоростного набора текстов за последние 5 лет у 100 первокурсников медицинского колледжа на начало и конец года. Скорость оценивается с помощью клавиатурного тренажера Stamina, который позволяет измерять среднюю скорость набора незнакомого текста в знаках в минуту. Проведено письменное анонимное анкетирование студентов первого курса (22 человека) о способах набора текста. Изучены источники информации о примерах и фактах развития навыков скоростного набора.

Результаты исследования. Средняя скорость набора незнакомого текста у студентов увеличивается год от года: от 69/93 зн./мин на начало/конец 2008–2009 учебного года до 137/158 зн./мин в 20014–2015 учебному году, в течение года — в среднем на 25%. Большинство студентов развивают навык быстрого набора текста посредством общения в социальных сетях (66%). Тренируются в клавиатурном тренажере и увеличивают скорость с помощью выполнения студенческих работ 30% опрошенных, не развивают этот навык 4%.

Абсолютное большинство опрошенных набирает текст зрячим методом несколькими пальцами или случайным образом (как получится). Слепым методом печати студенты не владеют. 100% опрошенных хотели бы научиться набирать текст 10-пальцевым «слепым» методом и готовы начать его освоение с нуля, несмотря на уже имеющийся уровень.

Выводы. Наивысшая скорость набора может быть достигнута с помощью слепого десятипальцевого метода. Причины, по которым необходимо освоить слепой метод: каждый человек думает быстрее, чем набирает текст, чтобы не упустить ход мысли, нужно за ней поспевать в плане набора; слепой десятипальцевый метод позволяет задействовать каждый палец, что снижает нагрузку на кисть руки и увеличивает скорость набора; снижается количество опечаток, даже если пользователь не смотрит на клавиатуру; пользователь осваивает ритмичность, которая позволяет не устать психологически, можно получать удовольствие от набора информации; каждый день экономится огромное количество времени, которое можно потратить на что-то более полезное, чем медленный набор текста. Осваивать метод можно с помощью клавиатурного тренажера. Совершенствование скоростных навыков — дело времени и упорных тренировок.

 

О.А. Сивохина, Е.А. Вахламова

Интернет-ресурсы по пульмонологии

Руководитель работы В.М. Леванов, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, д.м.н.

Нижегородская государственная медицинская академия

 

В настоящее время медицинские ресурсы Интернет становятся неотъемлемой частью как непрерывного медицинского образования, так и медицинской культуры общества. Их объем возрастает с каждым годом и в настоящее время, несмотря на поисковые машины, поиск необходимых ресурсов представляет определенную сложность ввиду многообразия и различной степени достоверности информации в сети. Это в полной мере относится к вопросам пульмонологии. Обилие интернет-ресурсов по данной теме обусловлено, как минимум, двумя причинами: во-первых, болезни органов дыхания традиционно находятся на первом месте по заболеваемости, составляя около четверти в структуре распространённости болезней и около половины первичной заболеваемости, а во-вторых, в их число входит широкий круг разнообразной патологии — от вирусных инфекций дыхательных путей и гриппа до хронической обструктивной болезни легких, злокачественных новообразований, туберкулеза и т.д.

Цель работы — исследование основных видов информационных интернет-ресурсов по пульмонологии, разработка подходов к их систематизации в зависимости от типа ресурса, потенциальной аудитории, качества информации.

Материалы и методы. Изучены информационные массивы в сети Интернет, посвященные вопросам профилактики, диагностики и лечения болезней органов дыхания, а также организации специализированной медицинской пульмонологической помощи. Ресурсы были классифицированы по типу информации, источникам, потенциальной аудитории (врачи, больные, все население).

Результаты исследования. Прежде всего материалы делятся на два больших раздела: адресованные профессиональной медицинской аудитории и пациентам.

Основными типами информационных ресурсов можно считать:

Информация, адресованная пациентам, более хаотична. В нее входят такие ресурсы:

Заключение. Ввиду значительной распространенности заболеваний органов дыхания тематические интернет-ресурсы имеют весьма обширную веблиографию в русскоязычном секторе Интернета, адресованную как медицинским работникам, так и населению. В связи с нарастающим объемом становится актуальной их структуризация и создание каталогов для быстрого поиска в зависимости от вида информационного ресурса и его потенциальных пользователей.

 

М.И. Грицай

Потенциальные возможности телемедицинских технологий в эпидемиологии

Руководитель работы В.М. Леванов, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, д.м.н.

Нижегородская государственная медицинская академия

 

Повышение качества медицинских услуг и обеспечение населения современными видами медицинской помощи являются приоритетными задачами в развитии системы здравоохранения России. В выполнении этих задач особая роль принадлежит органам Роспотребнадзора. Среди перспективных механизмов реализации значимая роль принадлежит развитию телемедицинских технологий (ТМТ).

Цель работы — исследование современной нормативной и технологической базы ТМТ применительно к системе Роспотребнадзора, разработка подходов к построению эпидемиологического сегмента региональной телемедицинской сети.

Материалы и методы. Исследованы официальные документы и материалы по российскому и зарубежному опыту применения ТМТ в области эпидемиологии, инфекционных болезней, профилактики заболеваний.

Результаты исследования. Одним из перспективных направлений для реализации задач совершенствования охраны здоровья в соответствии с Государственной программой «Развитие здравоохранения» на 2013—2020 гг. является внедрение и развитие телемедицинских технологий.

В определении «электронного здравоохранения», принятом ВОЗ в 2005 г., и в рамочном законе СНГ «О совместимых телемедицинских системах» (2010) в числе других направлений рассматриваются такие сферы использования ТМТ, как обеспечение медико-санитарной помощи, эпиднадзора, управление и т.д. В Концепции развития ТМТ в России, утвержденной приказом Минздрава РФ и РАМН № 344/76, в функциях телемедицинских центров значилось обеспечение:

В Государственной программе «Развитие здравоохранения» указано, что в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и организации обеспечения санэпидблагополучия населения необходима совокупная деятельность территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора посредством проведения широкого спектра лабораторных исследований, осуществления научно-исследовательских и методических разработок для прогнозирования эпидситуации. Данное направление пока не получило в России должного развития, несмотря на то, что оно обладает значительным медицинским, социальным и экономическим потенциалом.

Было бы целесообразно создать в Нижегородской области специализированный эпидемиологический телемедицинский центр, а также сегмент телемедицинской сети по эпидемиологии и микробиологии. Центр может быть создан на базе одного из ведущих учреждений Роспотребнадзора.

Основными направлениями работы центра могут стать:

Заключение. В нормативных документах по развитию электронного здравоохранения сформулированы основные задачи применения ТМТ в области эпидемиологии. Перспективным направлением является создание специализированного телемедицинского центра и сегмента сети, объединяющего организации Роспотребнадзора региона и связанного с аналогичными организациями ПФО и других регионов России.

 

Ю.А. Виноградова

Дистанционные тренинги в медицинском образовании

Руководитель работы В.М. Леванов, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, д.м.н.

Нижегородская государственная медицинская академия

 

Переход на концепцию непрерывного медицинского образования, возрастающий объем медицинской информации, успешное освоение профессиональных компетенций, требования к аккредитации повышают необходимость использования эффективных форм освоения профессиональных знаний и навыков. Важной инновацией является внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Особенностью высшего медицинского образования является то, что большинство компетенций подразумевают овладение практическими навыками, что существенно ограничивает дистанционные формы. В то же время в ряду образовательных услуг представляет интерес такая форма, как дистанционный тренинг, пока не получившая достаточного распространения в медицинском образовании. По нашему мнению, эта форма может занять свою нишу в образовательном процессе в силу присущих ей уникальных особенностей.

Цель работы — исследование содержания понятия «тренинг» и анализ его характеристик применительно к медицинскому образованию для эффективного внедрения в практику.

Материалы и методы. С использованием библиографического метода была исследована и проанализирована отечественная и зарубежная методическая литература и вэблиография (более 30 источников), посвященная определениям тренингов, истории их развития и сферам применения, их основным элементам, технологическим и организационным особенностям их проведения.

Результаты исследования. По определению Комиссии по трудовым ресурсам Великобритании, «тренинг — это запланированный процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности».

Тренинги проводятся в форме игровой деятельности, моделирующей различные игровые ситуации, максимально приближенные к действительности, и направлены на развитие новых навыков и умений, при этом результатом обучения является изменение профессионального поведения обучаемых. На протяжении десятилетий тренинги широко и успешно применяются в психологии, педагогике, при подготовке предпринимателей и менеджеров.

В официальных документах Минздрава России понятие «тренинг» впервые было упомянуто в 2001 г. в Концепции развития телемедицинских технологий, где упоминается «тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов».

Можно выделить следующие полезные черты тренингов:

Дистанционные тренинги особенно эффективны в ситуациях, когда необходимо оперативное обучение больших контингентов медицинских работников конкретным вопросам за короткие отрезки времени, причем как в самой медицине, так и в смежных областях — в управлении, экономике, праве, социальной сфере.

Дистанционный тренинг может включать вводную (теоретическую), практическую, интерактивную и контрольную части. Во введении могут быть представлены в форме видеолекции обзоры нормативных документов, методических материалов. Практическая часть тренинга обычно содержит слайд-презентации, видеофрагменты, а также «живые» демонстрации в режиме реального времени практических приемов оказания медицинской помощи, манипуляций и использования медицинского оборудования. Интерактивный компонент включает ответы на вопросы, повторение действий, продемонстрированных в практической части, в отдаленных аудиториях под контролем тьютора и последующим разбором допущенных ошибок. Контрольная часть может включать тестирование, оценку действий обучаемых в предложенных ситуациях и заключительное собеседование с ними.

Заключение. Дистанционные тренинги, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, могут эффективно использоваться наряду с имеющимися формами медицинского образования.