Содержание

От рецензента

Актуальность психологической помощи пациенту с неврологическим заболеванием трудно переоценить. В большинстве случаев такую помощь оказывает больному его лечащий врач, которому важно совершенствовать свои знания не только в сфере основной специальности, но и в области клинической психологии. В связи с этим можно приветствовать издание уникальной монографии В.Н. Григорьевой и А.Ш. Тхостова, которая содержит всестороннюю информацию о психологических особенностях больных с различными заболеваниями нервной системы и возможностях оказания им адекватной психологической помощи. Наряду с подробным обзором литературы авторы приводят и свои взгляды на психический стресс с позиций представлений о пространственно-динамических характеристиках межличностных взаимодействий и результаты собственных исследований по оптимизации психологической помощи пациентам с головными болями, болями в спине, дистоническим гиперкинезом, миастенией. Монография имеет исключительно важное научное и практическое значение.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии Российской медицинской академии последипломного образования О.С. Левин

Предисловие

Лечение пациентов с заболеваниями нервной системы требует от врача не только знаний в области неврологии, но и способности понять переживания больного, вызвать у него доверие, настроить на преодоление болезни. У невролога решение этих задач иногда вызывает бо′льшие трудности, чем собственно постановка диагноза и выбор терапии. Действительно, в то время как почти для всех заболеваний нервной системы разработаны некие диагностические и терапевтические алгоритмы, то каких-либо руководств по взаимодействию врача с конкретным и неповторимым больным в принципе быть не может. Поэтому столь важное значение для лечащего врача имеет знание общих принципов клинической психологии, преломляемое в контексте определенных клинических форм заболеваний нервной системы. В книге кратко описаны современные представления о роли психологических факторов в развитии наиболее распространенных неврологических заболеваний, перспективы использования психотерапии в неврологической клинике, а также возможности психологической поддержки больного, оказываемой ему лечащим врачом. Такая психологическая помощь со стороны невролога не отменяет необходимости направления пациента к психологу или психотерапевту при наличии соответствующих показаний. Однако в большинстве случаев все же именно лечащему врачу приходится принимать участие в решении тесно взаимосвязанных между собой медицинских и психологических проблем пациента, что требует от невролога не только компетентности в сфере его основной деятельности, но и некоторой психологической грамотности. Это и послужило основанием для создания данной книги, предназначенной прежде всего для врачей-неврологов.

1. Стресс и заболевания нервной системы

Психический стресс играет важную роль в развитии целого ряда заболеваний нервной системы. Он может провоцировать манифестацию или обострение симптомов болезни, служить одним из факторов ее риска или усугублять тяжесть ее течения.

Больным, переживающим состояние острого или хронического напряжения, важна не только медицинская, но и психологическая помощь, что требует от их лечащих врачей как общих представлений о природе стресса, так и возможности распознать его причины у конкретного пациента.

1.1. Причины и психологические механизмы стресса

Термином «стресс» принято обозначать как сильные неблагоприятные физические и/или психогенные внешнесредовые воздействия, так и развивающееся под их влиянием состояние психофизиологического напряжения, исходно служащее для приспособления человека к новым условиям среды.

В биологии этот термин впервые использовал в 1936 году Ганс Селье (H. Selye), обозначив им неспецифический ответ организма на любое предъявленное извне требование. Позднее Селье назвал неспецифическую гуморальную и вегетативно-висцеральную реакцию организма на различные вредоносные раздражители общим адаптационным синдромом (от лат. «adaptatio» — приспособление). Согласно модели Селье, внешний стрессор выводит организм человека из равновесия. Организм способен вернуться в состояние равновесия не во всех случаях: при чрезмерно больших воздействиях возникший в нем дисбаланс сохраняется, приводя к разрушительным последствиям.

Начиная с Селье, механизмами развития физиологического стресса занимались физиологи всего мира, посвятившие свои исследования не только гуморальному звену адаптационного синдрома, но и той роли, которую играют в его развитии процессы нервной регуляции, пептидные гормоны, медиаторы симпатоадреномедуллярной системы и другие факторы. Особое внимание стало уделяться динамике физиологических изменений, возникающих под действием стрессоров разной силы и продолжительности (Гаркави Л.Х. и соавт., 2002).

В то время как нейроэндокринные и гуморальные механизмы физиологического стресса за те десятилетия, которые прошли с момента введения в биологию термина «стресс», были изучены достаточно полно, причины и закономерности развития психического стресса оказались исследованы в значительно меньшей степени (Пшенникова М.Г., 2000).

В самых общих чертах, под психическим стрессом чаще всего понимают состояние сильного эмоционального напряжения, возникающее в ответ на воздействие значимых, нарушающих основные биопсихосоциальные потребности человека факторов (опасность, конфликты, аварийные ситуации), а также в ответ на мысленное, воображаемое воспроизведение реальных или вымышленных психотравмирующих событий и образов (Rivkin I.D., Taylor S.E., 1999).

В качестве синонимов термину «психический стресс» нередко используют такие понятия, как «эмоциональный стресс», «эмоциональное напряжение», «психическая напряженность». В ряде случаев для описания состояния психического перенапряжения, возникающего при нарушении психологической адаптации человека к изменениям в окружающей физической и социальной среде, применяют также термин «психическая дезадаптация».

Различают чрезвычайный стресс, вызываемый внешними событиями, несовместимыми с привычными для человека обстоятельствами и угрожающими его жизни, и повседневный стресс. По длительности существования психический стресс разделяют на острый и хронический. Существует большое число разнообразных теорий, объясняющих механизмы развития острого и хронического психического стресса и клинически соответствующих ему форм невротических и аффективных расстройств.

1.1.1. Психологические теории развития стресса

Для развития состояния психического стресса имеет значение множество факторов биологической, психологической и социальной природы. Предрасполагающими к развитию стресса биологическими факторами могут служить генетическая предрасположенность к возникновению тревожных расстройств или неблагоприятное физиологическое состояние организма на момент встречи со стрессором, психологическими — некоторые особенности эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер человека, а социальными — негативные изменения в окружающей среде, слабая социальная поддержка и т.д. (Huebner E.S., McCullough G., 2000).

Соответственно, одни теории развития психического стресса делают акцент на внешнем стрессовом воздействии, другие фиксируют внимание на особенностях психического реагирования и внутренних конфликтах в мотивационной сфере человека (Кавтарадзе В., 1986; Фанталова Е.Б., 1989; Айвазян Т.А., 1991), а третьи — на процессе личностно-средового взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24