Учебное пособие

М.В. Ликеева

2009 год

Предисловие

В Нижегородской государственной медицинской академии с целью совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих врачей и менеджеров системы здравоохранения читаются лекции по педагогике. Фундаментом подготовки в этом направлении является предлагаемое учебное пособие, дающее представление о теоретико-методологических основах рассматриваемой дисциплины.

Пособие состоит из трех глав. Первая глава является базовой и дает представление об основных концептуальных парадигмах педагогического процесса — когнитивно-селективной (цели образования и воспитания задаются социумом) и личностно-ориентированной (базируется на гуманистическом подходе, акцентирующем внимание на интересе и мотивации развивающегося человека, а, следовательно, на самообразовании и самовоспитании). В этой главе рассматриваются также типовые модели организации педагогического процесса в рамках каждой парадигмы.

Вторая глава посвящена рассмотрению учебно-познавательной деятельности как системы. Здесь выделены ее структурные компоненты, описаны процессуальная логика и типология участников педагогического процесса.

Третья глава раскрывает процедурно-операциональную сторону педагогического процесса, закономерные связи и отношения, существующие между его участниками. Здесь же рассматривается процесс педагогического общения и структура самосознания профессионала, предоставляется возможность выделить общее и специфическое в процессах образования, обучения и воспитания, определить пути их совершенствования.

Необходимо отметить, что в данном пособии представлена общая картина педагогики как науки. В зависимости от уровня подготовленности студентов, от профиля факультета и заинтересованности слушателей преподаватель при проведении лекционно-семинарских занятий может более подробно остановиться на рассмотрении конкретной педагогической проблемы, а также порекомендовать студентам соответствующие источники информации.

Автор выражает надежду, что базовый теоретический материал, представленный в пособии, окажет влияние на формирование методологической культуры, развитие мышления медицинского работника, поможет анализировать опыт собственной профессиональной деятельности, требующей формализованного взаимодействия и целесообразного общения с пациентами, подчиненными и коллегами.

Введение

Философия определяет общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов, поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа считают методологической основой педагогики.

Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук, исследующих педагогические знания, теорию и практику, методы и функции, место педагогики среди других наук.

В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания; 4) школоведение. Названные разделы в последние десятилетия стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Дидактика — часть общей педагогики, теория образования и обучения, которая раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков; определяет объем и структуру содержания учебных курсов, совершенствует методы и организационные формы учебного процесса.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует закономерности и перспективы воспитательного процесса, а также организацию межличностного общения; изучает методы воспитания людей с различными интеллектуальными особенностями, волевыми проявлениями, чертами характера, специфичными мотивами и интересами. Направления воспитания: трудовое, нравственное, умственное, правовое, эстетическое и физическое.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания и специфику учебной деятельности внутри определенных возрастных групп: от рождения до взрослости. Предмет изучения возрастной педагогики – закономерности, методы, средства, технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях онтогенеза. В ее компетенции – и закономерности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях всех типов.

1. Ясельная педагогика — изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

2. Дошкольная педагогика — представляет особую науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в семьях.

3. Педагогика школы (общеобразовательной) — исследует образовательные модели различных цивилизаций, формаций, государств, дает возможность судить о взаимовлиянии школьного дела и социальных процессов. Обращает внимание на вопросы управления образованием, организацию учебно-воспитательного процесса, работу отдельных образовательных учреждений; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом; отражает процесс руководства системой народного образования со стороны государства, разрабатывает принципы организации школьного дела.

4. Педагогика высшей школы — изучает закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях, проблемы получения высшего образования в современных условиях.

5. Андрогогика — педагогика взрослых — изучает особенности образования и обучения трудоспособного населения в период зрелости. Основные идеи воплощены в концепции непрерывного образования.

6. Педагогика третьего возраста — разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пожилого воз- раста.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на освоение новых технологий, повышение квалификации, профессиональную переподготовку.

Военная педагогика исследует особенности воспитательного процесса в специфических условиях ведения военных дейст- вий. Раскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика рассматривает процесс формирования нормативной личности в конкретных социальных условиях, сосредотачивая внимание на причинах возникновения отклонений поведения и возможностях ресоциализации деви- антов.

В социальной педагогике выделяют такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая.

Коррекционная (специальная) педагогика (дефектология) изучает сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными наличием физического или психического недостатка.

Исторически первыми возникли такие направления коррекционной педагогики, как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. На современном этапе дефектология обращена не только к учащимся с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, но и к тем, у кого диагностированы нарушения речи, задержка психического развития, двигательные нарушения, аутизм.

1. Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений.

2. Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; построение специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения.

3. Олигофренопедагогика (от греч. oligos — малый, phren — ум) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта, определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений. В олигофренопедагогике применяются общие методы воспитания и обучения с учетом задач коррекционно-воспитательной работы и особенностей развития умственно отсталых детей.

Сравнительная педагогика — область педагогической науки, изучающая в сравнительном аспекте состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах, а также соотношение общих тенденций с национальной и региональной спецификой; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта.

Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Основная цель этнопедагогики — соблюдение образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в полиэтническом государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, национального самосознания.

Особые отрасли педагогики составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14