Содержание
И.М. Грицевская, М.М. Белякова, Е.С. Курзина [и др.]; под ред. И.М. Грицевской.
Учебное пособие по изучению русского языка как иностранного в рамках клинической практики для иностранных студентов-медиков
Н. Новгород, 2014
ISBN 978-5-7032-0968-4
Учебное пособие предназначено для обучения русскому языку как иностранному студентов-медиков (со знанием английского языка) и направлено на развитие компетенции общения в рамках русской клиники. В пособии формируется умение задавать необходимые вопросы пациенту и правильно понимать его ответы; материал пособия направлен на формирование умения расспросить о симптомах, собрать анамнез болезни и жизни. Пособие создавалось в тесном сотрудничестве с клиническими кафедрами НижГМА, в нем использованы многочисленные аутентичные записи диалогов «врач-пациент».
Для иностранных студентов-медиков старших курсов, а также для иностранных ординаторов и аспирантов, владеющих английским языком.
Глава 1. Общая характеристика симптома
Основные модели
Универсальная («именная») модель
Симптом выражен именем существительным.
Модель 1: У меня + симптом (сущ. N1)
Жалобы больного | Возможные симптомы | Вопросы |
У меня (был) понос.
У меня (был) жар. У меня (был) озноб. |
Понос | У вас есть (был) понос? |
У меня (была) рвота.
У меня (была) изжога. У меня (была) боль в ухе. |
||
У меня (было) недержание мочи. У меня (было) высокое давление. | ||
У меня (были) выделения из носа. |
Задание 1. Составьте диалоги по моделям:
- Вас беспокоит озноб? — Да, у меня (есть) озноб. (Нет, у меня нет озноба).
- У вас есть тошнота? — Да, у меня (есть) тошнота. (Нет, у меня нет тошноты).
Задание 2. Составьте по данным симптомам жалобы пациента в прошедшем времени, используя модель 1. Составьте также запись в истории болезни.
Пример: Рвота — У меня была рвота. У меня не было рвоты./ Больной жалуется на рвоту.
Удушье, головокружение, тошнота, боль в спине, плохое самочувствие, высокая температура, потеря аппетита, недержание мочи, выделения из носа.
Частные модели
«Глагольные модели» (модели 2-7)
Модель 2: У меня + глагол в 3 лице настоящего времени + сущ. (N 1, 2, 4, 5, 6) У меня + глагол прошедшего времени + сущ. (N 1, 2, 4, 5, 6)
Жалобы больного |
Падеж
сущ. |
Возможные
симптомы |
Вопросы (по 1-й и 2-й модели) |
У меня болит (болел) живот. | N1 | Боль в животе | У вас болит живот? У вас есть боль в животе? |
У меня не дышит (не дышал) нос. | |||
У меня кружится (кружилась) голова. | |||
У меня идет (шла) /течёт (текла) кровь из носа. | |||
У меня отекают (отекали) ноги. | |||
У меня чешется (чесалось) ухо. | |||
У меня чешется (чесалось) в ухе. | N6 | ||
У меня течёт (текло) из носа. | N2 | ||
У меня мелькает (мелькало) перед глазами. | N5 | ||
У меня болит (болело) под правым ребром (за грудиной). | |||
У меня закладывает (закладывало) нос. | N4 |
Обратите внимание:
Симптом в данной модели выражен глаголом. Существительные в разных падежах обозначают локализацию симптома. При этом варианты падежных форм имеют одинаковое значение:
ломит в костях = ломит кости; ноет в зубе = ноет зуб; колет в боку = колет бок.
Задание 3. Сформулируйте жалобы пациентов с помощью моделей 1 и 2 в настоящем и прошедшем времени.
Симптом | Жалоба по модели 1 | Жалоба по модели 2 |
Зуд в руке | У меня зуд в руке. | У меня чешется рука. |
Отёк лица | ||
Выделения из уха | ||
Кровотечение из раны | ||
Шум в ушах |
Задание 4. Сформулируйте жалобы по модели 2 в настоящем и в прошедшем времени о боли, а также запись в истории болезни.
Пример: Боль в ухе — У меня болит ухо — У меня болело ухо. / Больной жалуется на боль в ухе.
Боль в сердце, в ноге, в боку, в желудке, в колене, в ладони, в шее.
Задание 5. Используя модель 2, скажите о болях разного характера.
Пример: жгучая боль в сердце — у меня жжёт в сердце (у меня жжёт сердце).
- 1) тянущая боль в низу живота;
- 2) колющая боль в боку;
- 3) режущая боль в глазах;
- 4) ноющая боль в зубе;
- 5) давящая боль в желудке;
- 6) стреляющая боль в ухе;
- 7) пульсирующая боль в пальце;
- 8) распирающая боль в животе;
- 9) сжимающая боль в груди;
- 10) ломящая боль в костях
Глаголы для справки: жечь (жжёт), тянуть, колоть, резать, ныть (ноет), давить, стрелять, пульсировать, распирать, сжимать, ломить.
Задание. 6. Составьте микродиалоги «врач — пациент» о симптомах. Вопросы сформулируйте по модели 1, а ответы — по модели 2.
Пример: У вас есть боль в боку? — Да, у меня болит бок.